Женское головное полотенце «Чалма». Южные удмурты.

 

Измайлова Н.В. Головные полотенца «чалма», ткачество. Алнашский район, 2015                                       

 

Базовая информация

  1. Название объекта – Женское головное полотенце «Чалма». Южные удмурты.
  2. Категория объекта — Традиционные технологии/техники. Технологии традиционных ремесел
  3. Этническая принадлежность — удмурты
  4. Язык удмуртский/русский
  5. Конфессиональная принадлежность – народные верования
  6. Места бытования. Достаточно хорошо сохранились и представлены в экспозициях музеев образцы южно-удмуртских женских головных полотенец «чалма» XX в.

Бытовали два типа головных полотенец собственно-южных удмуртов:

Первый тип: узорные концы длинные (до 40 см) с оборкой из фабричной ткани или с кисточками из шерстяных нитей разной расцветки. Встречается у удмуртов Алнашского, Можгинского, Граховского, Кизнерского, Киясовского, частично Малопургинского районов Удмуртской Республики.

 Головное полотенце «чалма», сер. XX в. Из коллекции Алнашского краеведческого музея;

 Головное полотенце «чалма». д. Карамас-Пельга Киясовский район, нач. XXв.;

 Головное полотенце «чалма», нач. XX в. д.Большие Сибы, Можгинский район.

 Узорные концы головного полотенца «чалма», сер. XX в. д.Старая Салья Киясовский район.

Другой тип: концы очень короткие (20-25 см), кисти из шелковых или гарусных нитей. Такой тип бытовал у удмуртов, проживающих ныне в Завьяловском районе и частично в Малопургинском районе Удмуртии.

 Чалмапумъёс – узорные концы головного полотенца «чалма». Д. Каменное, Завьяловский район УР. Нач. XX в. Коллекция А. Четкарева

В 1920 — 1930-е гг. появилось много головных полотенец из хлопчатобумажной ткани, концы которой вышиты шелковыми и хлопчатобумажными нитями.

 Узорные концы головного полотенца «чалма» с вышивкой. д. Блатгурт (Ромашкино), Алнашский район УР. Нач. XX в. Найдено методистами Алнашского ЦР в 2014 г.

 Узорные концы головного полотенца «чалма» с вышивкой. Д. Карамас-Пельга Киясовский район УР. сер. XX в.

Узорные концы головного полотенца «чалма» с вышивкой. д. Старая Салья Киясовский район УР. сер. XX в.

В наши дни первоначальная функция головных полотенец уже утрачена. Мастера изготавливают и копируют узоры для создания современных изделий, полотенец, рюкзачков, имитирующих функцию «чалмы». Практически все мастера по ткачеству владеют технологией изготовления головного полотенца «чалма», украшая концы разными способами.

  1. Описание объекта (развернутое). Головное полотенце «чалма» — часть сложного головного убора удмуртской замужней женщины. Головное полотенце и налобная повязка использовались женщинами с кон. XIX вплоть до 60-х годов XX столетия. Головные полотенца занимали большую часть приданого удмуртской невесты. Их число доходило до 19 и более. Они использовались не только для ежедневного ношения, но и для украшения избы во время праздников и свадеб. Замужняя женщина носила головное полотенце практически всю свою жизнь. Надевали его еще невесте в доме жениха, а снимали после того, как она выходила из возраста деторождения. Обряд снимания чалмы обычно проходил в бане, женщина довольно болезненно переживала этот период. После такого обряда она могла носить только пелькышет — очень скромное по своему оформлению полотенце. По сведениям информаторов, если замужняя женщина без головного полотенца, то она оставляет спину без защиты (тыбыр гольык кыле кадь, тыбыр кер потэ — дословный перевод: спина как-будто остается голой, спина «стесняется»).

Мастерицы сами готовили себе приданое. Девушки первоначально ткали белое полотно для полотенца, а затем по одной основе изготавливали яркие концы. Концы белой льняной или хлопчатобумажной чалмы украшались узорным тканьем, либо вышивкой, лентами, оборками из фабричных тканей, кружевом. Белая часть закрывала лоб, а концы спускались на спину. Сложенная вдвое по длине, она закреплялась на голове нитками, на спине — пояском фартука. Узоры на концах головных полотенец выполняли функцию оберега.

Мастер по ткачеству Четкарев А.Е. демонстрирует способ одевания «чалмы». Экспедиция отдела по работе с НКН АУК УР «РДНТ» в д. Каменное Завьяловского района УР, 2020г.

Показательно, что для орнамента узорных концов головных полотенец типична трехчастная система построения композиции. Рисунок отражал представление удмуртов об устройстве мира: мир верхний — Божий, мир земной и мир подземный — потусторонний.

Нередко встречается здесь растительный древовидный орнамент, как символ зарождения.

Концы головного полотенца «чалма». Южные удмурты, сер. XXв. Найдены в ходе работы экспедиции отдела по работе с НКН АУК УР «РДНТ» в д. Каменное Завьяловского района УР, 2020г.

Южно-удмуртские головные полотенца «чалма» традиционно украшались тканым узором, который, как правило, состоял из трех расположенных друг над другом ярусов-бордюров. Средняя полоса часто выделена либо цветом, либо отличающимся узором, либо размерами. Головные полотенца носили с налобными повязками «йыркерттэт».

  1. Предметы, связанные с объектом ткацкий станок
  2.  Техники/Технологии, связанные с объектом техника изготовления верхней одежды
  3. Способы и формы передачи традиции — обучающие семинары, индивидуальные занятия, мастер-классы

Справочная информация.

11. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.). В фондах краеведческих музеев, музейных уголках школ, библиотек, клубов Удмуртской Республики хранятся уникальные по своему исполнению образцы традиционной верхней одежды удмуртов. Среди наиболее распространённых, хорошо сохранившихся экспонатов, — традиционный головной убор замужней женщины «чалма», бытовавший у южных удмуртов в кон. XIX – сер. XXвв.

Узорные концы «чалма пумъёс» в коллекции студии «Катар», д. Кватчи Можгинский район.

 Головные полотенца «чалма» в экспозиции Алнашского краеведческого музея.

Благодаря совместной деятельности с представителями науки, изучению материалов этнографических фондов музеев, частных коллекций, материалов центров и домов ремесел республики, этнографическим экспедициям, деятельности коллекционеров, дизайнеров одежды, сегодня восстановлены технологии создания традиционного головного убора.

Огромная заслуга в возрождении интереса к головным уборам, в том числе и женским полотенцам «чалма», популяризации принадлежит талантливым мастерам системы центров и домов ремёсел республики, благодаря которым восстановлены утраченные технологии ткачества.

12. Литература:

1.Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951.
2. Лебедева Л.С. Удмурт калык диськут. Удмуртская народная одежда. Ижевск, 2008.
3. Лебедева Л.С., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.

4. Молчанова Л.А. Удмуртский народный костюм (история и символика). – Ижевск, 2006.
5. Христолюбова Л. С. Эволюция одежды и её современное бытование // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
6. Христолюбова Л. С., Никитина Г. А. Национальная одежда: традиции и инновации // Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х годов). Чебоксары, 1991.

Протоколы Художественно-экспертного совета по итогам республиканских выставок декоративно-прикладного искусства и ремёсел АУК УР «Республиканский дом народного творчества», коллекция тканых изделий АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремёсел» (до 2019 г.)

Отчеты этнографических экспедиций Старомоньинского дома ремесел.

Полевые материалы этнографических экспедиций отдела по работе с нематериальным культурным наследием  АУК УР «Республиканский дом народного творчества» в Алнашский, Завьяловский, Малопургинский, Можгинский районы УР (2020 – 2023 гг.)

Коллекции районных краеведческих музеев Удмуртии.

Технологические карты и методические пособия по ткачеству методистов Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел, муниципальных домов ремёсел Удмуртии.

https://ar.culture.ru/ru/subject/polotence-golovnoe

13. Современное состояние объекта. В настоящее время технику изготовления традиционного головного полотенца «чалма» практикуют мастера г. Ижевска, Алнашского, Малопургинского, Завьяловского, Киясовского, Кизнерского и др. районов Удмуртской Республики. Разрабатываемая и изготавливаемая продукция сочетает в себе современный авторский подход и следование традиционным технологиям создания головных уборов удмуртов.

Иванова Е.Н. Чалма, ткачество. Киясовский район, 2016

Анисимова Е.В. — Чалма, ткачество. Малопургинский район, 2013

 Васильева И. Б., Королева Т. Б. Полотенце «чалма», ткачество. Алнашский район, 2018

Васильева И.Б. Полотенце, ткачество. Алнашский район, 2016

14. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры Головные полотенца «чалма», созданы на основе изучения и обработки традиционного материала, внесены в республиканский электронный каталог особо ценных изделий; имеется фотоархив изображений изделий, пригодных для использования в исследовательской, издательской, информационной, культурно-образовательной деятельности, а также в сфере производства изделий, описание технологий, методические разработки. Головные полотенца можно увидеть в экспозициях Национального музея им. К.Герда, районных краеведческих музеях и уголках, на республиканских выставках, организованных Республиканским домом народного творчества, Национальным центром ДПИиР, республиканских, всероссийских и межрегиональных выставках-ярмарках, сувенирных салонах Удмуртии. Изделия, выполненные вручную, делаются как для мероприятий, так и на заказ.

15. Авторы/Составители Байкова Елена Вячеславовна

Описание подготовлено

Еленой Вячеславовной Байковой, вед. методистом отдела по работе с НКН АУК УР «РДНТ»