Женская верхняя одежда удмуртов (саестэм, зыбын, дукес). Малопургинский район

Удмуртская молодежь в праздничной одежде. Собственноюжные удмурты. Вятская губерния. Сарапульский уезд (д.Кучум-Норья), 1907 год.

Форма традиционной верхней распашной одежды, с длинными рукавами, сшитой в талию, устойчива и в основном осталась неизменной и в наши дни. Достаточно хорошо сохранилась и представлена в экспозициях музеев верхняя одежда нач. XX в.

Такой тип одежды характерен для собственно-южноудмуртского комплекса одежды, которая и по сей день сохраняется в семьях, копируется в исполнении современными мастерами Удмуртии. В Малопургинском районе, например, широко бытовала шерстяная верхняя одежда:

зыбын – кафтан из домотканой шерстяной материи, чаще всего красного цвета в черную полоску;

пустолдӥсь – кафтан из покупного сукна или из тонкой покупной ткани;

урдэгдукес — кафтан из покупной толстой ткани урдэг (драп);

камзол – из шёлковой покупной ткани или тонкого тканого полотна;

саестэм – кафтан-безрукавка, носили в прохладную погоду, шили из домотканины полотняного,  пестротканого переплетения.

Зыбын, верхняя одежда. Удмурты, нач. XXв., д. Новая Монья Малопургинский район УР. Найдено методистами Старомоньинского ДР.

Саестэм, верхняя безрукавная одежда. Д. Новая Монья. Удмурты, нач. XXв., Малопургинский район УР.

Традиционно верхнюю одежду кафтан-безрукавку (саестэм) носили в прохладный летний день. Его крой: передние полы прямые, спинка приталенная, по бокам пришиваются по два небольших клина, с одной стороны карман.

Саестэм, верхняя безрукавная одежда. д. Быстрово. Удмурты, нач. XXв., Малопургинский район УР.

Саестэм, верхняя безрукавная одежда. Д. Новая Монья. Удмурты, нач. XXв., Малопургинский район УР.

Чаще всего безрукавку шили из разного материала: плиса, тонкого сукна, сатина, из домотканины, проёмы рукавов и подол украшали полосой позумента, к подолу пришивали по три мелкие серебряные монеты.

Зыбын, верхняя одежда. Удмурты, нач. XXв., Малопургинский район УР. Хранитель – Федорова Устинья Александровна (1903-1993). Найдено методистами Старомоньинского ДР

Верхняя одежда кафтан зыбын или дукес – был также широко распространён у удмуртов Малопургинского района. Характерная особенность малопургинского кроя – на спине на уровне талии заложены три складки по среднему шву и в боках (куинькуско). Ткань – тонкое сукно, плис, шёлк.

Зыбын, верхняя одежда. Удмурты, нач. XXв., д. Новая Монья Малопургинский район УР. Найдено методистами Старомоньинского ДР.

Осенью/весной женщины носили кафтан из полушерстяной часто красно-чёрной продольной полосатой домотканины. По сведениям информаторов, такую одежду часто надевали во время весеннего праздника выхода на пахоту.

Зыбын, верхняя одежда. Удмурты, нач. XXв., д. Старая Монья Малопургинский район УР. Найдено методистами Старомоньинского ДР

В зимнее время надевали кафтан из фабричного или домашнего сукна. Крой обоих кафтанов встречался двух типов: приталенный и  отрезной с присборенной в талии спинкой.

Коллектив «Бабушки из Бураново» в традиционной верхней одежде «дукес».

В наши дни данный тип верхней одежды возрождается и популяризируется мастерами домов ремёсел, введён в оборот дизайнерами. Наиболее активно в данном направлении работает Малопургинский район.

Художник Т.Н. Москвина и её коллекция верхней женской одежды.

Огромная заслуга в возрождении интереса к верхней одежде удмуртов, популяризации принадлежит талантливым мастерам системы центров и домов ремёсел республики, дизайнерам, а также художнику по народной одежде Т.Н. Москвиной: Ею создана коллекция национальных костюмов, студия народной одежды Татьяны Москвиной «Дэрем», ежегодно проводится фестиваль «Учке мынэсьтым дэремме».

Эльвира Александрова, методист Старомоньинского дома ремёсел Малопургинского района.

Эльвира Михайловна Александрова, методист Старомоньинского дома ремёсел. Методист изучает этнографические образцы одежды жителей Малопургинского района. По материалам исследований готовит технические карты конструирования и пошива верхней одежды, создаёт реплики и современные образцы национальной верхней одежды. Проводит обучающие мастер-классы по крою и шитью для населения района, изготавливает изделия на заказ.

Участники республиканского семинара по конструированию и крою традиционной верхней одежды удмуртов. Д.Ст.Монья (2016).

Цикл республиканских семинаров, посвященных изучению и возрождению верхней одежды (Ст. Монья, Якшур-Бодья, 2016; Игра, 2017), продемонстрировал богатство этнографических материалов, а также стал толчком к созданию коллекций реплик и современной верхней одежды во всех районах Удмуртии.

Мастера Алнашского дома ремёсел в верхней одежде саестэм. Реплика. 2021г.

Реплика верхней одежды саестэм, Старомоньинский дом ремесел. 2017г.

Специалистами домов ремёсел разработаны технологические карты по конструкции и пошиву традиционной верхней одежды удмуртов. На их основе создаётся и современная одежда.

Схемы раскроя традиционного дукеса и саестэма, выполненные Александровой Э.М.

Литература:

1. Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951.
2. Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце ХIХ – начале ХХ в. Ижевск, 2000.
3. Лебедева Л.С. Удмурт калык диськут. Удмуртская народная одежда. Ижевск, 2008.
4. Лебедева Л.С., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.
5. Напольских В. В. Удмуртские материалы Д. Г. Мессершмидта. Ижевск, 2001.
6. Христолюбова Л. С. Эволюция одежды и её современное бытование // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
7. Христолюбова Л. С., Никитина Г. А. Национальная одежда: традиции и инновации // Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х годов). Чебоксары, 1991.

Протоколы Художественно-экспертного совета по итогам республиканских выставок декоративно-прикладного искусства и ремёсел АУК УР «Республиканский дом народного творчества», коллекция тканых изделий АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремёсел» (до 2019 г.)

Отчеты этнографических экспедиций Старомоньинского дома ремесел.

Коллекции районных краеведческих музеев Удмуртии.

Александрова Э.М. Методическое пособие по изготовлению кафтана-безрукавки (саестэм). Старомоньинский дом ремёсел, 2017.

 

 

Описание составил – Е.В. Байкова,

вед. методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием

АУК УР «РДНТ»