Удмурт вашкала эктон – Удмуртский старинный танец ("лонцы"/"ланце")
д. Дырдашур (Гоп) Шарканского района УР

Дер. Дырдашур (Гоп) Шарканского района Удмуртской Республики.(Запись РДНТ 2017 г.)

После застолья, приуроченного к обряду Кубо возьман  (букв.: охранять прялку»), пожилые участницы обряда исполняют фигурный танец, называемый ими Удмурт вашкала эктон “Удмуртский старинный танец”. Представленный на видео образец является разновидностью широко распространенного у верхнечепецких удмуртов фигурного танца “лонцы”. Название танца “лонцы” – удмуртская номинация популярного русского кадрильного танца “лансье” (“лансе”, “ланце”, “ланцы”, “лансье” и др.), ведущего свое происхождение от англо-французского бального танца Lanciers (“лансье”: “уланский”), или Quadrille des Lanciers (“уланская кадриль”). Танец был особенно широко распространен на Русском Севере, известен он и в русской вятской традиции, в частности, под названием “ланце”, к которому, очевидно, и восходит удмуртское “лонцы”. Стоит упомянуть, что в удмуртских деревнях верхнечепецкой традиции также бытовала кадриль (“кадрел”).

В отличие от классической пятичастной структуры “лансье”, удмуртские “лонцы” отличаются большим разнообразием количества фигур. В исполненном варианте танца семь фигур, название каждой из которых объявляет ведущий:

1. Пумиськон (“Встреча”),

2. Йыбырттон (“Поклон/Реверанс”),

3. Пулсытӥ потан (“Проходка через «промежуток»/ Прочёс”),

4. Ки ултӥ потан (“Проходка под руками”),

5. Ныл пӧян (“Обман девушки”),

6. Ки кутылон (“Рукопожатия”),

7. Тау карон (“Благодарность”).

В названиях фигур отражены основные мизансцены и/или элементы хореографической лексики.

Танец исполняют четыре пары женщин (изначально в пару вставали парень с девушкой), которые располагаются не классическим для лансье (и ланце) каре, а в две линии. Как и для большинства фигурных танцев, для данного образца характерна заранее заданная структура хореографических элементов, что отличает “лонцы” от импровизационных танцевальных форм раннего стиля (например, круговой импровизационной пляски, бытующей в описываемой локальной традиции).

Композиционно каждая фигура состоит из трёх частей (мотивов):

1. Проходки (противоположные пары идут навстречу друг другу, в том числе, по диагонали, встречаются в центре, меняются местами, возвращаются на свои места и т.д.);

2. Повороты в паре (кружение) на месте – руки в положении вальса;

3. Удары в ладони.

Первая часть может многократно повторяться. В записи представлена сокращенная версия с одно-, двухкратным исполнением.

Партнёры движутся простым шагом на всю ступню в такт музыке, колени немного согнуты. В завершении проходки или поворотов в паре могут быть исполнены притопы.

Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренный. Танец исполнялся с инструментальным сопровождением. Наигрыш на гармони сопровождает каждую из семи фигур (изначально наигрыши подбирались пофигурно, варианты: семь фигур – семь наигрышей, два чередующихся наигрыша и другие).

Литература:

Батурина Е.Н. Удмуртские фольклорные танцы. – Ижевск, 2002. С. 112-122

Описание объекта подготовил
Андрей Николаевич ПРОКОПЬЕВ
Этнолог, этнохореолог.
Балетмейстер-постановщик Удмуртского государственного театра фольклорной песни и танца “Айкай”, руководитель Студии традиционного танца “Эктон корка”