Участница фольклорного коллектива «Ибырвесь» из п. Яр Ярского района Удмуртской Республики в нагруднике «муресазь», 2023 г.
Фото: Елены Вячеславовны Байковой
Технология изготовления женского нагрудника «Муресазь». Ярский, Глазовский районы Удмуртской Республики.
Вид объекта: Традиционные технологии/техники. Технологии традиционных ремесел. Объективные знания
Этническая принадлежность носителей НЭД УР: удмурты
Языковая принадлежность НЭД УР: удмуртский/русский
Конфессиональная принадлежность: народные верования.
Наименование места (мест) бытования объекта: северная часть Удмуртской Республики.
Населенные пункты, являющиеся местом бытования объекта: д. Золотарево Глазовского района, д. Баяран, д. Озерки, с. Укан, с. Елово, п. Яр Ярского района Удмуртской Республики.
Субъект РФ, являющийся местом бытования объекта: Удмуртская Республика. Территории Глазовского, Дебесского, Игринского, Красногорского, Ярского районов.
Географические координаты места бытования объекта:
58.192615, 52.715584
58.254417, 52.074582
57.510796, 53.066844
57.630785, 53.803318
57.659705, 52.372311
Краткое описание объекта:
Удмуртский костюмный комплекс верхнечепецкой традиции представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Одним из компонентов традиционного женского комплекса является аппликативный нагрудник муресазь, который входил в летний комплект в качестве дополнения к переднику без грудки. Исторически появление нагрудников аппликативного типа у северных удмуртов относится к концу XIX века, которые пришли на смену более технологически сложным вышитым нагрудникам кабачи. Шились такие нагрудники из разноцветных (чаще красно-черно-белых) кусков ткани в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивались монеты, бусины, пуговицы, кусочки драпа. Существовали нагрудники для повсеместного использования и для проведения различных праздничных обрядов. Достаточно хорошо до нашего времени сохранились и представлены образцы женского нагрудника муресазь начала и середины XX в.
Подробное описание объекта:
Для традиционных женских рубах верхнечепецких удмуртов характерен грудной разрез, который ничем не скреплялся, оставлял открытую щель. Чтобы закрыть тело, женщины использовали нагрудники – кусок холщовой ткани, одеваемый поверх рубашки так, чтобы прикрыть полностью грудь женщины. Его закрепляли четырьмя тесемками сзади на шее и на спине, ниже лопаток. Сам холст, как правило, украшен. Подобные нагрудники были характерны не только для северной удмуртской традиции, но и встречаются в южно-удмуртском комплексе под названием «кыкрак». В отличие от северной традиции такой нагрудник одевался на голую грудь, под рубаху, виден был сквозь разрез рубахи.
В ранней традиции такие нагрудники полностью покрывались вышивкой черным и красным шелком, с добавлением синей и коричневой шерсти. В более ранних образцах встречается вышивка орнамента серебряными и золотыми нитями с солярными знаками, изображениями птиц и конских головок. В народе обозначался как «кабачи».
В конце XIX в. вышитые нагрудники сменились более упрощенными, аппликативными нагрудниками с элементами вышивки – муресазь. Исследования способов ношения позволяют говорить о «кабачи» и муресазь как об одном и том же нагруднике, претерпевшем временные технологические изменения, характерные для всего комплекса одежды конца XIX века, когда на смену вышивке приходит аппликация из более ярких, покупных тканей. Этот этап прошли все народы Поволжья, в том числе и удмурты.
Изначальная функция нагрудника – защитная, долгое время сохранялась даже с исчезновением вышитых нагрудников. По словам информаторов, многие женщины оставляли заготовки, памятую о его сакральных особенностях, не выбрасывали, а вшивали внутрь одежды. Образцы вшитых нагрудников периода 30-х гг. XX в. до сих пор встречаются в фондах краеведческих музеев Ярского района.
Фото 1.
Образец заготовки для нагрудника «муресазь», вшитой внутри женской рубахи по спинке из д. Ворца Ярский район 20-30 гг. XX в. Хранится в фондах Ярского краеведческого музея (Фото 1). В 60-е гг. ХХ в., по сообщению информаторов, с утратой ритуальной функции, нагрудники «муресазь» стали «пускать в расход», перешивали в сумки.
По информации Миншиной Н.В., нагрудники с крестообразной большой фигурой в центре предназначались для надевания его женщиной на молениях в священной роще «луд». Нагрудники же с узором, носящим название «чаг возён», т. е. светец, в виде большой ступенчатой пирамиды в центре, надевали в большие праздники и в гости. В будничные дни надевали нагрудники с мелким или неопределенным узором, без четкого композиционного решения и центрирующего рисунка.
Носили «муресазь» в традиции молодые замужние женщины, в настоящее время носят и пожилые поверх белой рубахи таким образом, чтобы его было видно в расходящихся полах белого кафтана «шортдэрем». Костюмный набор, в том числе нагрудник муресазь, одевали только по великим праздникам: Рождество, Масленица. Пасха, Троица и обязательно на свадьбу. В настоящее время последние сохраняются в костюмной традиции северных удмуртов, проживающих на территории Глазовского, Ярского, Дебесского, Игринского, Красногорского, Ярского районов, и являются атрибутом традиционной одежды для праздников, встречи гостей участниц фольклорных коллективов.
Фото 2.
Праздничный нагрудник с вышивкой в форме «косой крест» из д. Баяран Ярского района (Фото 2). Красное полотно ситца прорезано по центру и обшито стёжкой белыми нитками. В прорези – плотная вышивка заполняет орнамент в форме шестигранника, от углов которого расходятся лучи. Лучи вышитого шестигранника направлены в углы изделия. Красное полотно пришито к домотканому белому льняному полотну с вышивкой.
Фото 3.
Нагрудник с драповыми нашивками из д. Золотарево Глазовского района (Фото 3). Узор состоит из квадратов и треугольников с применением тканей красного цвета, цветного ситца. Состоит из трёх рядов. Угловые квадраты разделены на треугольники от центра изделия на его углы. Детали по периметру обработаны полосками домотканой белой льняной ткани. По белой полосе нашиты квадраты из драпа темно-коричневого цвета, углами друг к другу. Центральный квадрат из цветного ситца оформлен по краям малыми квадратиками из драпа. Такой нагрудник носили в будни.
Фото 4.
Нагрудник лоскутный из д. Золотарево Глазовского района (Фото 4). Изделие состоит из трёхчастного узора: треугольники и квадраты красного, серого и белого цвета. Прорези между лоскутными деталями оформлены ромбообразными узорами в технике вышивка крестом. Боковые квадраты делятся на треугольники углы, которых направлены в бока изделия. Внутренняя часть нагрудника обработана домотканым льняным полотном. Верхняя часть изделия обработана бейкой из домотканого полотна пестряди. Такой нагрудник носили в будни.
Образцы женских праздничных нагрудников с орнаментом в форме креста
Нагрудник «муресазь» из с Укан Ярского района. Нач. XX в.
Нагрудник «муресазь» из с. Елово Ярского района. Нач. XX в.
Изнаночная сторона нагрудника «муресазь» из с. Елово Ярского района. Нач. XX в.
Нагрудник «муресазь» из д. Дусыково Глазовский район. Нач. ХХ в. Хранится в фондах Ярского краеведческого музея
Изнаночная сторона нагрудника «муресазь» из д. Дусыково Глазовский район. Нач. ХХ в. Хранится в фондах Ярского краеведческого музея
Нагрудник «муресазь» из починка Шобоково Глазовского уезда. Нач. XX в. Хранится в фондах Ярского краеведческого музея
Изнаночная сторона нагрудника «муресазь» из починка Шобоково Глазовского уезда. Нач. XX в. Хранится в фондах Ярского краеведческого музея.
Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии):
Нагрудники «муресазь» различаются по технологическим особенностям, по назначению и орнаментальному построению. Как правило, основа из домотканой льняной светлой ткани оформляется вышивкой, поверх которой пришивается красное полотно таким образом, что вышитая часть оказывается в прорези красного полотна.
Фото 5.
Заготовка для женского нагрудника «муресазь». Кон. XIX в. д. Яр, Вятская губерния Глазовский уезд. Хранится в фондах Ярского краеведческого музея (Фото 5). Размеры нагрудника 20х40, представляет собой кусок холста, поверх которого отмечен крестообразный или ромбический рисунок, покрытый незначительной вышивкой в технике креста. Остальная часть полотна закрывается кусочками цветной ткани. Основным цветом нагрудников «муресазь» является мореново-красный. Его дополняют вкрапления вышивки крестиком нитками жёлтого, голубого, зелёного, чёрного цвета.
Способы и формы передачи объекта: обучающие семинары, индивидуальные занятия, мастер-классы.
Сведения о носителе (носителях) НЭД УР:
Глазовский район:
Баженова (Ушакова) Елизавета Ивановна 1937 г.р. в д.Тураево Глазовского (прежде Пудемского) района УР, в данный момент проживает в д. Золотарево Глазовского района
Владыкина Надежда Анатольевна 1953 г.р. в д. Ариково Дебесский район, в данный момент проживает в д. Золотарево Глазовского района
Золотарева (Чупина) Светлана Петровна 1952 г.р. место рождения д. Почаш Глазовский район, в данный момент проживает в д. Золотарево Глазовского района
Лукина ( Ившина) Людмила Николаевна 1951 г. р. место рождения д. Ванялуд Кезский район, в данный момент проживает в д. Золотарево Глазовского района
Ярский район:
Данилова Марина Викентьевна, 1969 г.р., уроженка пос. Яр Ярского района
Перминова Ольга Владимировна, 1961 г.р., уроженка д. Бармашур Ярского района
Семакина Ирина Ваерьевна, 1971 г.р., уроженка пос. Яр Ярского района.
Сведения о хранителях (хранителе) НЭД УР:
МБУК «Игринский районный музейно-ремесленный туристический центр»
МБУК «Ярский центр ремесел»
Фольклорные коллективы:
«Пестро саес» (д. Золотарево Глазовского района УР)
Золотаревский СДК
«Ибырвесь» (п. Яр)
Ярский филиал КДЦ «Юбилейный»
Ансамбль «Ивушка» (с. Укан Ярского района)
Уканский филиал МБУК «Центр развития культуры и туризма»
«Зарни сюлэмъёс» (д. Озерки Ярского района)
Центр удмуртской культуры «Ошмес син»
Ансамбль русской песни «Сударушка» (с. Елово Ярского района)
Еловский филиал МБУК «Центр развития культуры и туризма»
История выявления и фиксации объекта:
Народное искусство и традиционная художественная культура удмуртов стали объектом специального изучения только в XX веке. Этнографы, В.Н. Белицер, проводившая полевые изыскания в разных местах проживания удмуртов, Т.А. Крюкова, занимавшаяся изучением традиционной культуры и сбором коллекций для ГМЭ, уделили внимание и традиционному удмуртскому ткачеству. Результаты их исследований были отражены в литературе и стали заметными явлениями в деле изучения данного предмета. Образцы женских нагрудников, собранных в ходе данных экспедиций, хранятся в фондах Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), Национального музея им. К. Герда (г. Ижевск), Краеведческом музее г. Глазова.
Исследованием женских нагрудников муресазь в системе изучения верхнечепецкого костюмного комплекса удмуртов занимались В.Н. Белицер, Н.И. Гаген-Торн, Т.А. Крюкова, С.Х. Лебедева, Л.А. Молчанова и др.
Выявлением и изучением женского нагрудника «муресазь» занимаются специалисты системы центров и домов ремёсел республики, благодаря которым восстановлены утраченные технологии ткачества. Ежегодно домами ремесел Игринского, Ярского, Якшур-Бодьинского, Глазовского районов организуются этнографические экспедиции по выявлению предметов декоративно-прикладного творчества и составлению технологических карт. В 2015 году по итогам экспедиции в с. Тыловай Дебесского района, была подготовлена методичка Н.В. Мишиной «Традиционный костюм северных удмуртов. Нагрудник «муресазь», где представлены этнографические образцы, проанализированы материалы и символика орнамента, разобрана техника создания и составлена подробная технологическая карта изготовления нагрудника.
В 2015 году была проведена этнографическая экспедиция Красногорским домом ремёсел с целью фиксации традиционных женских нагрудников северных удмуртов с. Дёбы Красногорского района УР. В итоговом отчёте продемонстрировано незначительная, но не менее ценная информация, оформлены паспорта изделий.
В 2018 году на основе изучения материалов по женским аппликативным нагрудникам в Игринском краеведческом музее, а также материалов этнографических выздов по Игринскому району, методистом Игринского центра ремесел О.Е. Брызгаловой подготовлена технологическая карта.
В 2023 году в рамках работы совместной комплексной этнографической экспедиции Республиканского дома народного творчества и Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УРО РАН в Ярский и Глазовский районы были выявлены образцы лоскутных нагрудников «муресазь» в деревнях: Золотарево Глазовского района, Баяран, Озерки, селах Укан, Елово, п. Яр Ярского района, зафиксированы на фото и описаны.
Источники информации об объекте:
Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951.
Брызгалова О.Е. Лоскутное панно «Муресазь» по мотивам женского нагрудника. Технологическая карта. – Игра: МБУК «Игринский районный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел», 2018
Миншина Н.В. Традиционный костюм северных удмуртов. Женский нагрудник «Муресазь». Методическое пособие. – Дебесы: МБУК «Дебесский районный дом ремесел», 2017
Лебедева Л.С. Удмурт калык диськут. Удмуртская народная одежда. Ижевск, 2008.
Лебедева Л.С., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов,1987.
Молчанова Л.А. Удмуртский народный костюм (история и символика). – Ижевск, 2006.
Христолюбова Л. С. Эволюция одежды и её современное бытование // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск,1993.
Христолюбова Л. С., Никитина Г. А. Национальная одежда: традиции и инновации // Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х годов). Чебоксары, 1991.
Протоколы Художественно-экспертного совета по итогам республиканских выставок декоративно-прикладного искусства и ремёсел АУК УР «Республиканский дом народного творчества», коллекция изделий АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремёсел» (до 2019 г.)
Отчеты этнографических экспедиций Ярского, Игринского, Красногорского, Дебесского домов ремесел (2015 г.).
Полевые материалы этнографической экспедиции отдела по работе с нематериальным культурным наследием АУК УР «Республиканский дом народного творчества» в Глазовский и Ярский районы УР (2023 г.)
Коллекции УРМИИ г. Ижевск
Коллекции Национального музея им. К. Герда г. Ижевск
Коллекции Краеведческого музея г. Глазов УР
Коллекции краеведческого музея Ярского района УР
Коллекции музейных уголков д. Золотарево Глазовского района УР
Коллекции музейных уголоков дд. Баяран, Озерки, с. Укан, с. Елово Ярского района УР
Современное состояние объекта: В нагрудниках современного типа наблюдается переход от функции защиты груди в особое нагрудное украшение, которое является самодостаточным аксессуаром женской одежды.
В настоящее время участницы фольклорных коллективов «Пестро саес» (д. Золотарево Глазовского района УР), «Ибырвесь» (п. Яр), «Ивушка» (с. Укан Ярского района), «Зарни сюлэмъёс» (д. Озерки Ярского района) и жительницы деревень стараются сохранить традиционный способ одевания женского нагрудника муресазь в качестве аутентичного варианта одежды, сохраненного от старших родственниц. Многие шьют в домашних условиях варианты из новых тканей по старинному образцу.
Участницы коллектива «Зарни сюлэмъёс» из д. Озерки Ярского района Удмуртской Республики в нагрудниках «муресазь»
Дизайнерами современной этно-моды Дарали Лели, Галиной Матвеевой, Людмилой Щиновой, Любовь Судневой актуализируется именно этот компонент одежды из комплекса женской одежды северных удмуртов.
Коллекция современных нагрудников «муресазь», выполненных дизайнером Галиной Матвеевой. Фото: Валентины Пряженниковой.
Изучением, изготовлением нагрудников муресазь, составлением технологических карт изготовления изделия, — занимаются мастера Ярского, Глазовского, Игринского, Дебесского домов ремесел.
Авторы (составители) материалов об объекте:
Технологические карты:
Миншина Надежда Васильевна, мастер по национальному костюму с. Дебёсы УР
Брызгалова Ольга Ефимовна, ведущий методист по национальному костюму МБУК «Игринский районный музейно-ремесленный туристический центр»
Описание подготовлено
Еленой Вячеславовной Байковой, вед. методистом отдела по работе с НКН АУК УР «РДНТ»