Технология изготовления туеса-сколотня
с. Сергино Балезинского района УР

 

Туес-сколотень, автор – Коренева Светлана Васильевна, АУК УР “Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремёсел”, 2017. Фото из фондов АУК УР НЦДПИиР

Туес-сколотень, автор – Пётр Валентинович Корепанов, Сергинский отдел Балезинского районного дома ремёсел, 2017. Фото из фондов АУК УР НЦДПИиР.

Туеса-сколотни, автор – Орехов Александр Владимирович, МБУК “Алнашский Дом ремёсел”, 2017. Фото из фондов АУК УР НЦДПИиР

В период рубежа XIX – XX веков практически повсеместно на территории Удмуртии были распространены в быту берестяные сосуды-бураки (удм. сарва, лянэс). Особенный интерес среди них представляют туеса-сколотни, выполненные с внутренней цельно-цилиндрической полостью. Для этого пустые цилиндры бересты снимались «чулочком» с дерева. Их заготовкой занимались в весеннее время, когда деревья находились в полном соку, т.е. береста отделяется от древесины свободно. Такое изделие являлось более практичными в обиходе, оно было герметично, а при качественном исполнении – полностью водонепроницаемо, благодаря тому, что внутреннюю рубашку туеса делали без шва и стыка. В таких сосудах можно было хранить не только сыпучие продукты, но и разные жидкости.
Процесс изготовления туесов-сколотней состоял из нескольких этапов:

1. Снятие сколотня с дерева
2. Очистка сколотня от различных неровностей и сора, обработка края
3. Подготовка обшивки сколотня, нанесение орнамента.
4. Вставка в готовую обшивку сколотня.
5. Распаривание цилиндров в воде. Загиб краёв сколотня на обшивку.
6. Закрепление замка.
7. Подготовка дна и крышки; помещение их в стенки туеса.
Первые сведения, касающиеся бурачного промысла у удмуртов, встречаются в исследованиях ученых XIX века.
«Вятские губернские ведомости» за 1890 год отмечают, что «бураки в Вятской губернии вырабатывают различных достоинств (начиная от семи-восьми вершков в поперечнике и кончая игрушечными). Вятские бурачники умеют раскрашивать бураки и вытискивать на них узоры, но делают это менее искусно, чем пермские. Итак, вятский бурак с тиснением, более скромный, чем на Урале, и своей особой грубоватой масляной росписью сложился к концу 19 века как самостоятельный промысел».
В «Материалах по описанию промыслов Вятской губернии», в конце 19 века в Вятской губернии насчитывалось 316 человек, занимавшихся выделкой берестяных бураков. При этом, самое большое число бурачников было в Глазовском уезде (195 чел.). Здесь бурачники сосредоточились главным образом в волостях – Балезинской (91 человек), Елганской и Унинской.
В фондах Глазовского краеведческого музея хранится фотография начала ХХ века (автор – Чешихин В.Е.), на которой запечатлена женщина–удмуртка, торгующая бураками в Глазове в базарный день
В Глазовском уезде бурачный промысел был представлен не только кустарями-удмуртами, но и русскими старообрядцами.

Техника изготовления берестяных туесов-сколотней является весьма редкой в берестяном ремесле Удмуртии. В настоящее время технику практикуют методисты Муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный Дом ремесел Муниципальногообразования «Балезинский район» Корепанов Петр Валентинович и Першина Елена Николаевна, в АУ УР «Национальный центр туризма и ремёсел» (г.Ижевск) и отдельные индивидуальные мастера – Путилов Э. С (Кизнерский район) и Коренева С. В.(г.Ижевск).
В ассортименте: шкатулки, туеса. Вся вновь разрабатываемая и изготавливаемая продукция сочетает в себе современный дизайн и древние традиции обработки бересты, которые мастера бережно хранят и развивают.

Спрос на берестяные изделия привел к упрощению подходов к художественному оформлению, а также к удешевлению технологии изготовления, применения клея. Это может привести трудоёмкую по исполнению технику изготовления экологичных изделий из бересты к исчезновению. Берестяные туеса-сколотни, созданные с применением традиционной технологии, можно увидеть исключительно на республиканских выставках, организованных Республиканским домом народного творчества. Изделия, выполненные вручную в этой уникальной технике, являются единичными и делаются исключительно на заказ.

Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Выпуск V. Издание Вятского губернского земства. Вятка. 1893г.
Климов К. М. Удмуртское народное искусство. Ижевск «Удмуртия». 1988

Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Удмуртия. Ижевск-Ленинград
Перминова Н.И. Берестяники //Энциклопедия земли Вятской. Том 10. Ремесла
Путилов Э. С. Туес-сколотень. Методическое пособие. Кизнерский центр искусства и ремёсел, 2017.
Интернет ресурсы:https://glazovmuseum.ru/our-articles/116-bytovanie-tuesov-na-severe-udmurtii.html
Старообрядчество в Глазовском уезде Вятской губернии (XIX– первая треть XX вв.). Дипломная работа Шудеговой Валентины Сергеевны. https://glazovmuseum.ru/our-articles/116-bytovanie-tuesov-na-severe-udmurtii.html

Описание объекта подготовила

Елена Вячеславовна Байкова
Ведущий методист отдела декоративно-прикладного искусства и ремесел РДНТ