Технология изготовления пояса в технике ткачества «кеж». Малопургинский район

Образец ткани, выполненный в технике орнаментации кеж пужы. По материалам этнографической экспедиции Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел в д. Н. Балтачево Татышлинского района Республики Башкортостан, 2006 г. Информатор – Гарифанова Хализа Исламовна.

Интересной особенностью южноудмуртского ткачества являются ткани, в которых нити основы при покраске были завязаны в узлы и в этих местах не прокрасились. При переплетении с нитями утка непрокрашенные участки образуют цветовые пятна с неровными, словно бы рваными, очертаниями. Удмуртское название этого узора – кеж пужы «хрустящий узор». Подобный способ декорирования ткани особенно характерен для народов Средней Азии. Возможно, он известен удмуртам с давних пор и появился у них благодаря контактам с тюрками. Из такой ткани шили праздничные рубахи, фартуки, покрывала, чехлы на перину.

Образец ткани для платья, выполненный в технике орнаментации кеж пужы. По материалам этнографической экспедиции Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел в д. Н. Балтачево Татышлинского района Республики Башкортостан, 2006 г. Хранитель – Гарифанова Хализа Исламовна.

Первые сведения, касающиеся ткацкого промысла удмуртов, встречаются в исследованиях ученых XIX века. Говорилось, что «Выделка холста есть общий труд женского пола», – констатируется в источниках середины XIX в. В крае изготовлялся довольно разнообразный ассортимент холста: отборный, рубашечный, подкладочный, хрящевой, мокридный, пробойный для судов и т. д. Значительная масса произведенного холста шла “на домашнее потребление”, однако ткачихи эпизодически  выносили его на рынок.

Этнограф Г. Д. Федоров, посетив удмуртский край в 1915 г., писал, что обработка льна и конопли и выработка из них тканей представляет один из самых распространенных промыслов среди удмуртов Вятской губернии и что каждая женщина «прядет, ткет, вяжет, вышивает, красит для себя шерстяную пряжу, выбирает ковры и полотенца, ткет, вяжет или плетет различные пояски и тесьму». В 70-е гг. XIX в. удмурты и мари выделывали из конопли «на домашнее потребление более 15 млн. аршин холста». В 90-е гг. в Глазовском уезде насчитывалось 3495, а в Сарапульском 28 ткачих – рукодельниц-удмурток, имевших постоянную связь с рынком.

На сегодняшний день особо популярны и интересны пояса, выполненные в технике «кеж». Данные пояса в старину изготавливались из шерстяной пряжи завязанной узлами на определенном расстоянии друг от друга и погружались в краску. Нить в узлах не прокрашивалась, сохраняя первоначальный цвет. А на их месте в процессе ткачества возникали пятна неровных очертаний – «кеж». В народе этот узор называли «рваный», «хриплый» узор. Этот прием декорирования тканей использовали при изготовлении праздничных рубах, фартуков, чехлов для перин, покрывал.

Особенно красочными были специальные пояса южных удмуртов, предназначенные для свершения языческих обрядов. Такие пояса были архаическими видами мужской одежды. Длинный пояс (ширина 30 см., длина 2,50м.) тканый из яркой шерстяной пряжи с богато украшенными концами, передавался по наследству от отца к сыну.

Тонкие полоски, разграничивающие поле узора на горизонтальные полосы, могут быть выполнены в выборной технике, но при этом имитировать узор кеж пужы, создаваемый благодаря неравномерной окраске нитей основы, характерный для тканей южных удмуртов. Это изобретение ткачих Малопургинского района, живущих на границе с Завьяловским районом.

Пояс мужской пояс путо, сотканный с применением орнамента кеж пужы. Образец хранится в фондах Национального музея им. К. Герда

Техника изготовления изделий в технике ткачества «кеж» в наши дни активно используется мастерами Удмуртии. В настоящее время технику практикуют методисты Старомоньинского дома ремёсел Удмуртской Республики, а также мастера автономного учреждения Удмуртской Республики «Национальный центр туризма и ремёсел» (г.Ижевск).

Образец тканого пояса с орнаментом кеж пужы,                  д. Старая Монья Малопургинского района Удмуртской Республики.          Автор: Анисимова Е.В. 

Анисимова Елена Васильевна – мастер по ткачеству поясов с орнаментом кеж пужы.

д. Старая Монья Малопургинский район Удмуртской Республики.

Практически во всех фондах краеведческих музеев Удмуртии хранится множество изделий в технике ткачества, отдельные образцы тканого текстиля можно ещё встретить в этнографических экспедициях. Вся вновь разрабатываемая и изготавливаемая продукция сочетает в себе современный авторский подход и следование традиционным технологиям обработки бересты, которые мастера бережно хранят и развивают.

Тканые изделия, созданные с применением традиционной технологии, можно увидеть на республиканских выставках, организованных Республиканским домом народного творчества, республиканских, всероссийских и межрегиональных выставках- ярмарках, сувенирных салонах Удмуртии. Изделия, выполненные вручную, делаются как для мероприятий, так и на заказ.

Столешник с орнаментом кеж пужы, автор — Анисимова Е. В.

Фото: Старомоньинский ДР

Пояс путо с орнаментом кеж пужы, автор – Фардиева В. Н.

Фото: Бикузин Е.Ю.

Тканые пояса в технике «кеж» внесены в республиканский электронный каталог особо ценных изделий; имеется фотоархив изображений тканых изделий, пригодных для использования в исследовательской, издательской, информационной, культурно-образовательной деятельности, а также в сфере производства изделий, описание технологий, методические разработки.

Литература:

Федоров Г. Д. Ткацкий и красильный промысел у вотяков. Отчеты и исследования кустарной промышленности в России. 1915. Т. XI. II гр. С. 100.

ГАКО, ф. 616, оп. 949, № 260–261; Каталог Вятского кустарного отдела. С. 59–62.

Климов К. Удмуртское народное искусство. Ижевск «Удмуртия». 1988

Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Удмуртия. Ижевск-Ленинград

Белицер В. Н. Узорное тканьё и вышивка удмуртов// Записки УдНИИ. Вып.9 Ижевск, 1940.

Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов (материалы к этногенезу)// ТИЭ. Нов.серия. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Косарева И.А. Этнографические подразделения удмуртского народа в бассейне реки Иж //

Косарева И. А. Искусство узорного ткачества удмуртского народа: альбом-монография. – Ижевск, 2020.

Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008.

Анисимова Е. В. Пояс красный «кеж». Технология изготовления. МБУК «Старомоньинский Дом ремёсел», 2015.

Интернет ресурсы:

https://medbio.narfu.ru/upload/iblock/1a5/13_21.pdf

https://cyberleninka.ru/article/n/mozhginsko-maloprudninskaya-podgruppa-sobstvenno-yuzhnyh-udmurtov/viewer