Технология изготовления дорожной солонки в технике плетения из бересты
МБУК "Шарканский Дом ремесел"

Среди берестяных плетеных изделий один из самых распространённых предметов – дорожные солонки. Внешне она напоминает квадратную бутыль, сапожок или уточку. Солонка считалась семейной ценностью, и её никогда не продавали. Отправляясь в дальнюю дорогу, вместе с хлебом обязательно брали соль, насыпая её в дорожные солонки. Их чаще всего плели из берёсты или еловых, сосновых и кедровых кореньев. Чтобы соль не просыпалась, солонку плотно закрывали пробкой. Прочные и надёжные солонки служили долгие годы.
Первые сведения, касающиеся плетеных берестяных изделий, встречаются в исследованиях ученых XIX века. О плетении из бересты говорится, что такая технология появилась в конце XIX в. и была заимствована у соседей из Вологодской губернии, до этого периода присутствовал лишь бурачный промысел.
«Вятская газета» за 1895 год писала: «В Вятку был приглашен мастер из Вологды Подосенов. В момент написания статьи в мастерской обучались 5 взрослых человек и 10 подростков. В это же время в 2-х сельских школах (в Елабужском уезде и в селе Бобино Вятского уезда) школьников обучали этому ремеслу две учительницы, уже прошедшие курс в мастерской земства».
М. Н. Шатров в 1938 г. в своей книге «Кировские кустари», пропагандируя как основательно сложившийся вятский промысел берестяное плетение, пишет: «Промысел пошел в гору. Но прижились и распространились, надо отметить, не столько шкатулочки и бурачки из прорезной бересты, сколько плетеные изделия… Плетеные из бересты изделия сразу были востребованы на вятском рынке. Это сундучки, шкатулки, чемоданчики, порт-папиросы дорожные с ремнем через плечо, порт-папиросы карманные, рамки для картин и фотографий, погремушки, дорожные погребцы и корзины и много других изделий». Практически во всех фондах краеведческих музеев Удмуртии хранится множество берестяных изделий в технике плетения из бересты.
К плетеным изделиям из бересты относится дорожная солонка, представляя собой закрытый сосуд.
Дорожная солонка предназначалась для транспортировки соли. В Удмуртии встречается несколько разновидностей плетеных солонок, напоминающих квадратную бутыль, сапожок или уточку. Солонка считалась семейной ценностью, и её никогда не продавали. Наполненная солонка сравнивалась с домом, полным добра и благополучия. Когда накрывали на стол, первой ставили солонку: «Без соли стол кривой». Солонка обязательно должна была быть на столе на смотринах, на рукобитье. Солонка вместе с другой утварью входила в приданое девушки и считалась её собственностью. Солонка отождествлялась с домом и хозяйством, и, создавая семью, женщина хотела привезти в дом мужа часть своего дома. Отправляясь в дальнюю дорогу, вместе с хлебом обязательно брали соль, насыпая её в дорожные солонки. Их чаще всего плели из берёсты или еловых, сосновых и кедровых кореньев. Чтобы соль не просыпалась, солонку плотно закрывали пробкой. Прочные и надёжные солонки служили долгие годы.
Плетение солонок начиналось со дна. Основанием объемного изделия служит коврик-полотно, сплетенный из берестяных лент прямым или косым переплетением. Прямое плетение – это плетение, когда берестяные ленты в изделии в переплетенном виде располагаются относительно плоскости стола под прямым углом. В прямом плетении коврик по ширине и длине может иметь как равное количество лент, так и разное. Высоту изделия прямого плетения определяют дополнительные ленты. Косое плетение – это плетение, когда берестяные ленты сгибаются под углом 45 °. Для набора полотна в косом плетении необходимо одинаковое количество лент по вертикали и по горизонтали. В косом плетении углы полотна и углы изделия не совпадают. В изделиях с квадратным дном угол расположен посередине набранных лент, а в прямоугольном – с некоторым отступлением от середины. Высоту изделия с косым плетением считают по ромбикам плетения от угла, т.е. количество клеточек вертикально вверх. Когда необходимый размер полотна сплетен, то с каждой из четырех сторон поднимают две средние рядом лежащие ленты, перегибают через поперечный край ленты, и образовывают углы в основании изделия. Далее плетут стенки до необходимой высоты. Верхний край изделия оформляют либо уголками, либо гладко.

«Вятская газета», 1895
Шатров М. Н. «Кировские кустари», Киров, 1938 г.
Волокитина Н. А. Функционирование образа «утки» в культуре населения Европейского Северо-Востока // Особенности изучения материальной и духовной культуры народов Вятско-Камского региона. Афанасьево, 2015.
Протоколы Художественно-экспертного совета по итогам республиканских выставок декоративно-прикладного искусства и ремёсел АУК УР «Республиканский дом народного творчества»
Интернет-ресурсы:
http://cultinfo.ru/journal/2018-zima/korchaga-gorlatk..
https://www.liveinternet.ru/users/3948172/post302633844
http://tues.narod.ru/regions/kir/vaytka/vyatsky-promy..
birch-bark.info

Описание объекта подготовила Елена Вячеславовна Байкова
Ведущий методист отдела декоративно-прикладного искусства и ремесел РДНТ

 

Дорожная солонка, автор – Бутолина Снежана Васильевна, МБУК “Шарканский Дом ремёсел”, 2020
Фото Антоновой М. Н. Фотофиксация сделана в 2020 году