Технология ажурной вышивки по выдергу. Селтинский район, с. Селты

Коротаева О.Ю. – мастер по узорному ткачеству, Селтинский район

 Головное полотенце замужней женщины.  Традиционная вышивка.  Селтинский ДР        Автор: Пантюхина Е. И.

Вышивка – древнейший вид народного искусства. Ею женщины украшали одежду, предметы быта, она выполняла роль оберега. Большая часть выполнена на холсте, часто без пялец. Мастерицы выполняли вышивку как с лицевой, так и с изнаночной стороны, прикрепляя домотканину к швейке. Строчевая вышивка выполнялась  по разреженному холсту, к ней относится мережка (ӟуч пужы) и строчка-перевить (сӥньыссэ кыскам дэра вылтӥ биньыса пужыятӥськон, бинямо).

В трудах первых исследователей удмуртского этноса лишь в общих чертах описывается декорирование национальной одежды вышивкой. Подробным описанием локальных особенностей начали заниматься учёные в нач. XX века, большинство информации получено в ходе изучения изделий, хранящихся в фондах Национального музея им. К. Герда, где ярко представлена вышивка по разреженному холсту удмуртов-калмезов. В 1936 году заместитель директора Республиканского краеведческого музея УАССР (ныне НМ УР им. К. Герда) Прокопий Николаевич Эшкеев в населённых пунктах около Нылги собрал  большую коллекцию вышивки, выполненную в технике набор. Среди готовых изделий, приобретённых им, есть заготовки вышивки. По этим заготовкам можн было проследить ход работы мастерицы. Первоначально она, убирая в определённом порядке нити основы и тука, создаёт сетку из домотканины, затем уже по готовой сетке выдернутыми нитями создаёт прекрасные узоры. Орнаментальный мотив вышивки: ромбы, квадраты, ромбы с продолжающимися сторонами, т.е. почти такой же, какой встречается у других групп удмуртов. Вышитые в этой технике изделия – это концы головных полотенец, оборки к рубахам и фартукам. Все изделия относятся к концу XIX века. Несколько головных полотенец с вышитыми концами в такой технике, найдено в д. Зямбайлуд Вавожского района УР в 1996 г. сотрудниками НМ УР им. К. Герда.

Узорные концы полотенца. д. Парсьгурт, Нылгинский р-н, нач. XX в. 920 1-2 УРМ

Узорные концы полотенца, д. Урдогурт, Нылгинского р-на, нач. XX в. 904 1-2 УРМ

Узорные концы полотенца, д. Малый штани гурт. 930 УРМ

Узорные концы полотенца, д. Парсьгурт, Нылгинского р-на, нач. XX в. 874 УРМ

Пелькышет, д. Кибы-жикья, Увинский р-н, нач. XX в. 3859 УРМ

Одежда калмезских женщин обычно имеет богатую орнаментальную полосу-вышивку, выполненную в технике шитье по выдергу. Делается это так: из домотканины, выдёргивая в определенном порядке нити основы и утка, создается сетка. Затем по ней вышивают выдернутым нитями, иногда по узору пропускают цветные нити. Такая техника вышивки характерна только для калмезских женщин. Узор на такой вышивке  геометрический: чаще ромбовидные фигуры или же восьмилучевые различные розетки, геометризованные изображения цветов. Известные произведения народной удмуртской вышивки охватывают сравнительно небольшой промежуток времени от нач. XIX в. по 30-е годы XX в. Таким способом декорировали низ праздничные рубахи, фартуки, головное полотенце.

Техника шитье по выдергу, или белая строчка, — одна из видов древней счетной вышивки.

 В народе этот приём называли вандэт, а вышивку называли ӟуч пужы (мережка) и сӥньыссэ кыскам дэра вылтӥ биньыса пужыятӥськон, бинямо (строчка-перевить). Этот приём декорирования тканей использовали при изготовлении праздничных рубах, фартуков, головных полотенец.

Техника изготовления изделий в технике вышивки «шитьё по выдергу» в наши дни используется мастерами Удмуртии. В настоящее время технику практикуют методисты Селтинского, Вавожского и Узей-Туклинского домов ремёсел Удмуртской Республики, а также мастера автономного учреждения Удмуртской Республики «Национальный центр туризма и ремёсел» (г.Ижевск).

Современное платье с имитацией техники ажурной вышивки. Селтинский район.

Автор: Коротаева О.Ю. 

Традиционный женский костюмный комплекс удмуртов калмезской группы с ажурной вышивкой.

Селтинский район.

Автор вышивки: Пантюхина Е.И.

 Вся вновь разрабатываемая и изготавливаемая продукция сочетает в себе современный авторский подход и следование традиционным технологиям вышивки и ткачества, которые мастера бережно хранят и развивают.

Изделия, созданные с применением традиционной технологии, можно увидеть на республиканских выставках, организованных Республиканским домом народного творчества, республиканских, всероссийских и межрегиональных выставках- ярмарках, сувенирных салонах Удмуртии. Изделия, выполненные вручную, делаются как для тематических мероприятий, так и на заказ.

Фото фонд Национального музея им. К. Герда:

920  1-2 УРМ д. Парсьгурт, Нылгинский район; 904  1-2 УРМ, д. Урдогурт, Нылгинского района; 930 УРМ д. Малый штани гурт Увинского района; 874 УРМ, д. Парсьгурт, Нылгинского  района; 3859 УРМ  Пелькышет, д. Кибы-жикья, Увинский район.

Литература:

Климов К. Удмуртское народное искусство. Ижевск «Удмуртия». 1988

Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Удмуртия. Ижевск-Ленинград

Белицер В. Н. Узорное тканьё и вышивка удмуртов// Записки УдНИИ. Вып.9 Ижевск, 1940.

Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов (материалы к этногенезу)// ТИЭ. Нов.серия. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Вышитая одежда удмуртов XIX-XX вв. Каталог коллекций. – Ленинград, 1987.

Косарева И.А. Калмез – этнографическая группа удмуртов (особенности традиционной культуры и локализация)// Вестник Удмуртского университета. История и филология. Вып. 3., 2011. С. 135-141.

Третьякова Д. К. Отражение мифологического мышления и символизма в удмуртском вышитом орнаменте// Богатство финно-угорских народов. Материалы VI Международного финно-угорского студенческого форума. 15–16 мая 2019 года. Выпуск 6. – Йошкар-Ола, 2019. С. 245-246

Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008.

Лебедева С. Х. Удмурт калык пужыятон=Удмуртская народная вышивка. – Ижевск: Удмуртия, 2009.С.66

Пантюхина Е. И.Фартук калмезов праздничный. Технология изготовления. МБУК «Селтинский Дом ремёсел», 2018.

Интернет ресурсы:

https://derevu.mirtesen.ru/blog/43351810975/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-udmurtov

https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ornamentalnyh-motivov-vyshivki-finno-ugrov-na-sovremennyy-stsenicheskiy-kostyum/viewer