Техника ткачества «пряник». Удмуртская Республика

Женский фартук, выполненный в технике ткачества «пряник». Шарканский район Удмуртской Республики, Коллекция краеведчесого музея с. Шаркан.

Фото: Косаревой И. А.

Традиционная техника ткачества «Пряник» (шахматка) — часто встречается в предметах быта (половики, скатерти, полотенца, покрывала, фартуки), а также в тканях верхней одежды начала XX века. Появление данной техники в изделиях удмуртских ткачих связано с открытием ткацких мастерских, привнесших в работу многоремизную технику ткачества, характерную для русского населения. Рисунок ткани, выполненной в технике ткачества «шахматка», напоминает многоремизное ткачество, однако выполнен как разновидность браного ткачества (удм. — «корам пужы»).

Первые сведения, касающиеся ткацкого промысла удмуртов, встречаются в исследованиях ученых XIX века. Говорилось, что «Выделка холста есть общий труд женского пола», – констатируется в источниках середины XIX в. В крае изготовлялся довольно разнообразный ассортимент холста: отборный, рубашечный, подкладочный, хрящевой, мокридный, пробойный для судов и т. д. Значительная масса произведенного холста шла “на домашнее потребление”, однако ткачихи эпизодически  выносили его на рынок.

Этнограф Г. Д. Федоров, посетив удмуртский край в 1915 г., писал, что обработка льна и конопли и выработка из них тканей представляет один из самых распространенных промыслов среди удмуртов Вятской губернии и что каждая женщина «прядет, ткет, вяжет, вышивает, красит для себя шерстяную пряжу, выбирает ковры и полотенца, ткет, вяжет или плетет различные пояски и тесьму». В 70-е гг. XIX в. удмурты и мари выделывали из конопли «на домашнее потребление более 15 млн. аршин холста». В 90-е гг. в Глазовском уезде насчитывалось 3495, а в Сарапульском 28 ткачих – рукодельниц-удмурток, имевших постоянную связь с рынком.

Практически во всех фондах краеведческих музеев Удмуртии хранится множество изделий в технике ткачества, отдельные образцы тканого текстиля можно ещё встретить в этнографических экспедициях.

В традиционном ткачестве удмуртов встречается применение приёма узорного ткачества «пряник» (или другое название «шахматка»). Строгие прямые линии, клетки разной величины и оттенков создают визуально рисунок, внешне напоминающий многоремизное узорное ткачество, на деле же – это вариация исполнения браного ткачества. Чаще всего такой тип рисунка встречается на праздничных скатертях, подушках, дорожках, в современном исполнении – в полотне для верхней одежды, столешниках, салфетках.

В данной технике узор создаёт основа. Чем толще нить основы, тем насыщеннее цвет будущего полотна. Для выразительности границ клетки-узора в основ берутся контрастные нити (два и больше цвета). Для яркости и красочности цветового фона изделия в работе лучше использовать редкое бердо и заправку «одна нить в зуб». Уточных нитей всегда два: одна нить толстая, другая – тонкая, швейная.

В настоящее время технику ткачества «пряник» (шахматка) практикуют методисты Старомоньинского, Узей-Туклинского, Киясовского домов ремёсел Удмуртской Республики.

Современная одежда, выполненная с применением техники ткачества «пряник».

Автор: Старомоньинский ДР. Малопургинский район

Вся вновь разрабатываемая и изготавливаемая продукция сочетает в себе современный авторский подход и следование традиционным технологиям обработки бересты, которые мастера бережно хранят и развивают.

Тканые изделия в технике «пряник» впервые появились в 2020 году в рамках проекта «Этника: перезагрузка», внесены в республиканский электронный каталог особо ценных изделий; имеется фото изображений тканых изделий, пригодных для использования в сфере производства изделий, описание технологий, методические разработки.

Женский жилет, выполнен методистами Киясовского Дома ремёсел

Тканые изделия, созданные с применением традиционной технологии, можно увидеть на республиканских выставках, организованных Республиканским домом народного творчества, республиканских, всероссийских и межрегиональных выставках-ярмарках, сувенирных салонах Удмуртии. Изделия, выполненные вручную, делаются как для мероприятий, так и на заказ.

Тканые дорожки в технике «пряник», выполнены методистами Узей-Туклинского Дома ремёсел

Литература:

Климов К. Удмуртское народное искусство. Ижевск «Удмуртия». 1988

Крюкова Т.А. Удмуртское народное изобразительное искусство. Удмуртия. Ижевск-Ленинград

Белицер В. Н. Узорное тканьё и вышивка удмуртов// Записки УдНИИ. Вып.9 Ижевск, 1940.

Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов (материалы к этногенезу)// ТИЭ. Нов.серия. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Косарева И.А. Этнографические подразделения удмуртского народа в бассейне реки Иж //

Косарева И. А. Искусство узорного ткачества удмуртского народа: альбом-монография. – Ижевск, 2020.

Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008.

Сидорова Н. Р. Гармония прямых линий: техника тканья «шахматка»//Возрождённые ремёсла Удмуртии: сборник методических материалов. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. С. 4-7.

Интернет ресурсы:

https://medbio.narfu.ru/upload/iblock/1a5/13_21.pdf

https://magic-weaving.livejournal.com/6039.html