Техника многоремизного ткачества (Удмуртская Республика)

Фрагмент скатерти. Многоремизное ткачество. Сев. Удмурты. Кон. XIX в. Зафиксирована в ходе этнографической экспедиции методистами отдела НКН Республиканского дома народного творчества в 2022 г. в д. Кузьмовыр Игринского района

Удмуртские мастерицы владели различными приёмами ткачества. Широкое распространение среди северных и центральных групп удмуртов получило многоремизное ткачество (удм. — трос выртэн куиськон) – техника, требовавшая от мастериц наибольшего мастерства, умения и опыта. При создании узоров многоремизного ткачества использовали большое число ремизок – приспособлений для разделения нитей основы изготовляемой ткани и подножек.

Скатерть. Многоремизное ткачество. Сев. Удмурты. Кон. XIX в. Зафиксирована в ходе этнографической экспедиции методистами отдела НКН Республиканского дома народного творчества в 2022 г. в д. Кузьмовыр Игринского района.

Наиболее опытные мастерицы могли использовать до 16 ремизок, создавая удивительные по красоте ткани. Ткачиха рассчитывала будущий узор в ходе заправки ткацкого стана, при этом она должна была быть очень внимательной и вести сложные математические расчеты. В этой технике сотканную домотканину использовали для предметов домашнего быта (скатерти, покрывала, полотенца), могли сшить из такой домотканины и праздничную одежду. У северных удмуртов было широко распространено 4-х или 8-миремизное ткачество. С конца ХIХ века в Вятке существовали специальные курсы по обучению мастериц узорному ткачеству, особенно многоремизному, а в летнее время с этим ремеслом здесь знакомили учительниц.

Скатерть. Многоремизное ткачество. Сев. Удмурты, кон. XIX в. зафиксирована в ходе этнографической экспедиции методистами Ярского центра ремёсел в 2020 г.в д. Зюино Ярского р-на. Хранится в Общественном музее д. Зюино УР., Ярский район, д. Зюино, ул. Школьная, д. 77а

Фрагмент скатерти. Многоремизное ткачество. Автор — Жуйкова Ольга Михайловна, 1892 г.р., зафиксирована методистами Дебёсского дома ремёсел в д. Уд. Лем Дебёсского района в 2019 г. Хранится в Удлемской сельской библиотеке филиала МБУК «Дебесская районная межпоселенческая библиотека» библиотечный музей. Адрес: УР, Дебёсский район, д. Удмуртский Лем, ул.Удлемская д.89. Хранитель: Гаврилова Людмила Львовна

Данная техника получила особенно широкое распространение у удмуртов, населяющих северные и центральные районы Удмуртии (Глазовский, Ярский, Балезинский, Игринский, Дебесский, Кезский, Шарканский, Селтинский, Увинский, Вавожский) и применялась в основном в тканье полотен для скатертей и покрывал. Наиболее архаичные и интересные образцы многоремизного ткачества сохранены в виде полотен для белых скатертей, бытовавших в качестве ритуальных во время весенне-летних календарных молений с жертвоприношениями, когда скатерть расстилалась поверх разложенных на земле березовых ветвей. На ней, как на столешнице, раскладывали блюда с жертвенными подношениями.

Белая скатерть в интерьере удмуртского родового святилища куала. Многоремизное ткачество. Экспозиция Национального музея им. К.Герда

Для скатерти, стелившейся на стол в избах в праздничные дни, обычно использовали тонкий белый холст прямого полотняного переплетения или выполненный в многоремизной технике, при которой сочетание нитей позволяло получить красивый геометрический узор. Скатерти белого цвета изготавливались девушками на выданье, стелились на стол в знак согласия на замужество её родителями. В день рождения ребенка стол накрывали белой скатертью и ставили горшок с маслом, хлеб, соль.

Скатерти белые, праздничные. Многоремизное ткачество. Сев. удмурты. Нач. XX в. Из фондов музея «Эгра пужыос» Игринского районного музейно-ремесленного туристического центра. Игринский район УР, п. Игра

Праздничная белая скатерть в убранстве избы. Многоремизное ткачество. Экспозиция Национального музея им. К.Герда

На отдельных элементах одежды многоремизная техника встречается у южных удмуртов (Кизнерский, Алнашский, Можгинский районы Удмуртской Республики).

Данная техника требовала от ткачихи большого внимания, умения и опыта в первую очередь при заправке стана: нити основы необходимо было продеть через большое количество ремизок – приспособлений для разделения нитей основы изготавливаемой ткани и раскрытия зева для прокладывания уточной нити. В процессе подготовки основы был необходим тщательный расчёт нитей. При использовании большого числа ремизок возникало множество вариантов зева, чётко рассчитанных мастерицей, что позволяло создавать сложный, многоремизный, рисунок ткани. Наиболее опытные удмуртские мастерицы использовали восемь и больше ремизок. Ткали узорный холст с орнаментами в виде геометрических фигур, что придавало скатерти неповторимую изысканность и привлекательность. Многоремизные узоры сложного орнамента можно сравнить с разряжающимися сферическими субстанциями, расходящимися по воде кругами, поэтому данная техника наиболее интересно представлена в крупных вещах. В данной технике выполняли праздничные скатерти, полотна для женских рубах, передников, фартуков, покрывал.

Образец скатерти из экспозиции музея «Эгра пужыос» (Игринские узоры). Многоремизное ткачество. Сев. Удмурты. Кон. XIX – нач. XX в.

Передник с многоремизной полосой. Сев. Удмурты. Нач. XX в. Ярский район. Найдено в ходе этнографической экспедиции методистами Ярского центра ремёсел в д. Бачумово Ярского района Удмуртской Республики в 2011 г.

Фрагмент рукава женской рубахи с многоремизной вставкой. Сев. Удмурты. Нач. XX в. Ярский район. Найдено в ходе этнографической экспедиции методистами Ярского центра ремёсел в д. Бачумово Ярского района Удмуртской Республики в 2011 г.

Особенности: с наибольшим количеством ремизок и саржевым переплетением, наделяющим нить плотной фактурой, изготавливали вещи северные удмурты и удмурты племенного объединения калмез. Подобные вещи встречаются также у некоторых групп южных удмуртов (Кизнерский, Можгинский, Алнашский районы). Удмурты центральной группы (шарканско-якшурбодьинский куст) использовали меньшее количество ремизок (4-6), изделия имели не саржевое, а простое полотняное переплетение и более рыхлую фактуру.

В фондах музеев Удмуртской Республики: Национального музея им. Кузебая Герда (г.Ижевск), Краеведческого музея (г. Глазов), Государственного мемориально-архитектурного комплекса Музея-усадьбы П.И. Чайковского, Краеведческого музея (г. Воткинск), Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), в Национальном музее Финляндии (г. Хельсинки) хранятся великолепные по своей художественной выразительности образцы узорного ткачества удмуртов, образцы многоремизного ткачества, большая коллекция челноков, цевок и бёрд с семейными знаками владелиц, собранные в Глазовском, Ярском, Балезинском, Игринском, Дебесском, Шарканском районах Удмуртской Республики.

Образцы скатертей. Многоремизное ткачество. Сев. удмурты. Кон. XIX – нач. XXв. Экспозиция музея «Эгра пужыос» (Игринские узоры). Игринского районного музейно-ремесленного туристического центра. Игринский район УР, п. Игра

Уникальная коллекция образцов тканых скатертей хранится в Музее «Эгра пужыос» («Игринские узоры»), филиале МБУК ИР «Музейно-ремесленный туристический центр», основанного в 2002 году. В основу экспозиции включены этнографические образцы кон. XIX — нач. XX в., созданные мастерами Игринского района. Экспозиция удмуртского ткачества собрана в ходе экспедиций по району и насчитывает более 150 скатертей. Некоторые экземпляры полотенец, покрывал и комплектов одежды, набилки и блоки для ткацкого станка возрастом более 100 лет. Сотрудники музея продолжают вести экспедиционную работу по Игринскому району для пополнения фонда новыми экспонатами, посещают населенные пункты района, фиксируют информацию о приёмах и топографических особенностях ткачества отдельных локальных традиций района.

В наши дни данной техникой владеет незначительное количество мастеров, что объясняется сложностью технологии заправки. Среди изделий встречаются копии традиционных образцов ткачества (скатерти, покрывала, детали костюма), а также реплики, адаптированные к современному интерьеру (столешники, салфетки, скатерти). Большая заслуга в изучении истории многоремизного ткачества в Удмуртии принадлежит методистам центров и домов ремёсел Удмуртской Республики, которые на протяжении 2009-2022 гг. ежегодно выезжают в экспедиции с целью фиксации локальных традиций технологий ткачества, результаты которых отражаются в этнографических отчётах, а также в воссозданных ими изделиях.

Образцы полотен в многоремизной технике ткачества были зафиксированы методистами отдела по работе с нематериальным культурным наследием АУК УР «Республиканский дом народного творчества» в 2020 г. в с. Каменное Завьяловского района УР, в 2022 г. – в д. Кузьмовыр Игринского района УР, д. Верхние Юри Можгинского района УР.

Благодаря совместной деятельности с представителями науки, изучению материалов этнографических фондов музеев, частных коллекций, материалов центров и домов ремесел республики, этнографическим экспедициям, деятельности фестивалей по современному ткачеству «Кросна», «Всероссийская школа ткачества в Удмуртии» сегодня восстановлены утраченные и забытые методы многоремизного ткачества.

Огромная заслуга в воссоздании производства традиционных тканей в многоремизной технике ткачества принадлежит талантливым мастерам. Русских Светлана Валериановна, методист Игринского центра ремёсел, скрупулезно изучила старинные скатерти в музее «Эгра пужыос» при Отделе декоративно-прикладного искусства и ремесел Игринского районного музейно-ремесленного туристического центра и возродила ткачество в данном районе в многоремизной технике на 4-х ремизках.

Русских Светлана Валериановна, мастер многоремизного ткачества (Игринский район)

Макарова Марина Александровна, методист Балезинского дома ремёсел, овладела и обучила данной технологии профессиональных художников по ткачеству. Владимир Анатольевич Дзюин, резчик по дереву из с. Сергино Балезинского района, восстановил многоремизный ткацкий станок, технологические особенности создания которого и сборка были продемонстрированы участникам фестиваля «Всероссийская школа ткачества» (с. Варзи-Ятчи Алнашский р-он УР, 2018).

Макарова Марина Александровна, мастер многоремизного ткачества (Балезинский район)

Мастер В.А. Дзюин демонстрирует сборку многоремизного станка участникам фестиваля «Всероссийская школа ткачества» (Варзи-Ятчи, 2018).

Барышникова Мария Сергеевна, методист Ярского центра ремёсел, изучает и восстанавливает многоремизное ткачество северных удмуртов Ярского района. Петрова Елена Васильевна, мастер Кизнерского центра ремёсел, возрождает технологию 4-хремизного ткачества удмуртов Кизнерского района.

Петрова Елена Васильевна, мастер по ткачеству (Кизнерский район)

Барышникова Мария Сергеевна, мастер по ткачеству (Ярский район) в процессе изучения многоремизной техники в ходе экспедиции в д. Бачумово (Ярский район)

Сегодня мастера создают великолепные современные изделия в некогда утраченной технике ткачества, которые демонстрируются на республиканских выставках изделий декоративно-прикладного искусства, реализуются в художественных салонах домов ремёсел и изготавливаются на заказ в виде интерьерных объектов: скатертей, покрывал, салфеток, тканей для одежды. Одна из последних республиканских выставок, «Убранство стола» (Ижевск, 2021), продемонстрировала возможности многоремизной техники ткачества в современных изделиях: скатертях, салфетках, столешницах.

Салфетки и скатерть в многоремизной технике ткачества. Автор – В.Н. Лодичева (Воткинский район), 2020

Столешник и салфетки в многоремизной технике ткачества. Автор – М.А. Макарова (Балезинский район), 2020

Комплект столешников и салфеток для молодоженов «Лемлет сяська» (Аленький цветочек) в многоремизной технике ткачества. Автор – С.В. Русских (Игринский район), 2020

Вся вновь разрабатываемая и изготавливаемая продукция сочетает в себе современный авторский подход и следование традиционным технологиям ткачества, которые мастера бережно хранят и развивают. Тканые изделия в многоремизной технике основаны на традиционном материале, внесены в республиканский электронный каталог особо ценных изделий; имеется фотоархив изображений тканых изделий, пригодных для использования в исследовательской, издательской, информационной, культурно-образовательной деятельности, а также в сфере производства изделий, описание технологий, методические разработки. Тканые изделия, созданные с применением традиционной технологии, можно увидеть на республиканских выставках, организованных Республиканским домом народного творчества, Национальным центром ДПИиР, республиканских, всероссийских и межрегиональных выставках-ярмарках, сувенирных салонах Удмуртии. Изделия, выполненные вручную, делаются как для мероприятий, так и на заказ.

Источники:

Календарь Вяткой губернии на 1870 г. С. 27.

ГАКО, ф. 574, оп. 1, д. 1065, л. 106.

ГАКО, ф. 582, оп. 83 об., ед. хр. 139, л. 865.

ГАКО, ф. 616, оп. 1, д. 949, л. 128–130.

ГАКО, ф. 616, оп. 1, д. 1142, л. 97–267

ГАКО, ф. 616, оп. 1, д. 15; Вятская газета. 1902. № 49. 7 декабря; ф. 616, оп. 4, д. 20; ф. 616, оп. 4, д. 77.

ГАКО, ф. 616, оп. 4, д. 20, л. 112; ф. 616, оп. 4, д. 77, л. 88. 

ГАКО, ф. 616, оп. 949, № 260–261; Каталог Вятского кустарного отдела… С. 59–62

Протоколы Художественно-экспертного совета по итогам республиканских выставок декоративно-прикладного искусства и ремёсел АУК УР «Республиканский дом народного творчества» (до 2019г.);

Коллекция тканых изделий АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремёсел»;

Отчеты этнографических экспедиций Ярского центра ремёсел (2011, 2020, 2021); Дебёсского дома ремёсел (2019), Игринского районного музейно-ремесленного туристического центра (2021), Селтинского дома ремёсел (2009, 2020), Узей-Туклинского Дома ремёсел (2019); Кизнерского Центра ремёсел (2019); Якшур-Бодьинского Центра ремёсел (2020);

Технологические карты и методические пособия по ткачеству методистов Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел, муниципальных домов ремёсел Удмуртии.

Литература:

Виноградов С. Н.  Удмуртские узоры. Ижевск «Удмуртия» 1994

Косарева И. А. Традиционное узорное ткачество удмуртского народа. Ижевск «Удмуртский университет» 2011

Косарева И. А. Искусство узорного ткачества удмуртского народа. Ижевск, 2020. С. 377-381.

Климов К. М. Удмуртское народное ткачество. Ижевск «Удмуртия» 1979

Климов К. М. Удмуртский текстильный орнамент как диалог культур. Ижевск: «Удмуртий университет», 2000

Климов К. М. Удмуртское народное ткачество. Ижевск «Удмуртия» 1988

Лигенко Н. П. Крестьянская промышленность Удмуртии в период капитализма (60-90-гг. XIX в.). — Ижевск : УИИЯЛ, 1991.

Фёдоров Г.Д. Ткацкий и красильный промыслы у вотяков//Отчеты и исследования по кустарной промышленности России. Пг., 1915. Т.11. Ч.2. С. 100-111.

Перечень музеев и учреждений, в которых представлены изделия:

  1. Российский этнографический музей г. Санкт-Петербург
  2. Фонды БУК УР «Национальный музей УР им. Кузебая Герда» г. Ижевск
  3. Фонды музея МБУК «Игринский центр декоративно-прикладного искусства и ремесел»
  4. Фонды АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел» г.Ижевск
  5. Коллекции районных краеведческих музеев Удмуртии