Сюан гур (Свадебный напев) в контексте поминального обряда «Виро сётон»
д. Козино Шарканского района УР

Данный обряд проводился на севере республики. В южной части проводился подобный обряд “Йыр-пыд сетон” (дословно-“жертвование головы-ног”).
“Виро сётон” проводили осенью, с принятием христианства старались провести до Покрова (14 октября). Жертва приносилась умершим предкам. Если мужчине, то барана, если женщине, овцу. По рассказам информантов, в данной локации строго установленной периодичности проведения обряда не существует. Часто жертву приносят, когда начинает гибнуть домашний скот, случаются пожары, частые болезни в семье. Жертву приносят, чтобы задобрить разгневанных предков.
В процессе закалывания скота участвуют исключительно мужчины. Кровь пускают в заранее подготовленную яму, туда же кидают, кишки, хвост, копыта, голову и шкуру.
На этом же месте из обглоданных костей мужчины варят кашу.

Заранее к вечеру приглашаются близкие родственники, соседи. Вместе съедают мясо, все кости собирают в отельной таре, куда затем каждый гость кидает монеты. Как стемнеет, трое мужчин относили кости в специальное место (в отдельных локациях кидали в ту же яму) для умерших. В это время женщины закрывались и ждали мужчин в тишине. Вернувшись, снова садились за стол.
Данный обряд не утратил свое бытование. Люди верят в важность и нужность проведения данного обряда.
В каждой местной традиции южных удмуртов имеется два свадебных напева, которыми пользуются в зависимости от того, кого на свадьбе они представляют: жениха или невесту. Если жениха, то напев называется «Сюан гур»; если невесту, все песни на другой напев – «Бӧрысь гур» или «Ярашон гур». Во время обряда южных удмуртов “Йыр-пыд сетон” исполнялись свадебные напевы, однако исполнялись они наоборот “наизнанку”. Если жертва дается мужчине «жениху», исполняется Бӧрысь гур, предназначенный на свадьбе для невесты, если же жертва дается женщине, невесте, то исполняется Сюан гур, предназначенный на свадьбе жениху.

Происходит обручение на всех этапах человеческой деятельности. Человек откуда приходит – туда и уходит по мифологическим представлениям. Приходит с потустороннего мира, поэтому обручают младенца с этим миром, выходит замуж – переходит девушка в другой статус; умирает снова обручается с тем миром
В целом, свадебные напевы – универсальные напевы. Везде, где есть соединение с чем-то или кем-то, исполняются свадебные напевы. «Вир сётон» – это поминание умерших предков.
В работе В. Е. Владыкина «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов», описаны три вида свадеб у удмуртов
Нуны сюан (рождение ребена);Сюан (свадьба); Йыр-пыдсётон, виро сетон (вал сюан, свадьба-похороны, свадьба на изнанку). Происходит обручение на всех этапах человеческой деятельности. Человек откуда приходит – туда и уходит по мифологическим представлениям. Приходит с потустороннего мира, воэтому обручают младенца с этим миром, выходит замуж – переходит девушка в другой статус; умирает снова обручается с тем миром.