Свадебное головное покрывало сьӧд сёлӧк. Вышивка. Кукморский район, Республика Татарстан

Свадебное головное покрывало сьӧд сёлӧк (чёрный сюлык), обнаружено в д. Балды-Кня Кукморского района Республики Татарстан, хранится в музейном уголке клуба.

Фото: Байковой Е.В., 2021

Чёрный сюлык (сьӧд сёлӧк) – покрывало невесты, которое надевалось исключительно на свадьбу. Четырёхугольной формы платок, размер 37х37. Материал основы — белый холст, поверх которого наносится плотная ковровая вышивка черными шелковыми нитками. Орнамент покрывала схож с орнаментацией головных покрывал сюлык собственно южных удмуртов. В отличие от аналогов имеет более массивный орнамент и плотную вышивку. Длина кистей, по традиции, должна была закрывать лицо носительницы, по словам информаторов, для защиты от вредоносных сил. Основной орнаментальный мотив – Мировое древо, расположенное по четырём углам платка-покрывала, верхушки которого сходятся к центру. Известные произведения охватывают сравнительно небольшой промежуток времени от нач. XIX в. по 20-е годы XX в.

Сьӧд сёлӧк женщина надевала только на время свадьбы. Боковые углы спускаются на лицо, чтобы скрыть. Бахрома, обрамляющая покрывало, закрывала полностью лицо невесты. Такой сюлык крепился на высокий берестяной или лубяной каркас (высота 11-12 см), обшитый тканью. Поверхность украшалась вышивкой черными шелковыми нитями нашивками из позументных лент, кистей, атласных лент и монет. Преобладающий цвет вышивки – черный, отсюда название сьӧд сюлык.

Подробное описание локальных особенностей головных уборов содержится лишь в трудах Косаревой И. А., большинство информации получено в ходе этнографической экспедиции, изучении предметов, хранящихся в фондах краеведческих уголков библиотек, школ, клубов, где ещё можно встретить редкие образцы старинной одежды. Интересна частная коллекция традиционной одежды Г. Г. Ахметова Среди предметов много уникальных изделий хорошей степени сохранности, по которым можно исследовать архаичные варианты головных уборов кукморских удмуртов. По этим предметам можно разобрать ход работы мастерицы. Первоначально подбирается холст  основы будущего покрывала, четырёхугольное белое конопляное или льняное полотно размером 37х37 см., поверх которого наносится вышивка, исполненная черной шерстью либо шёлком-сырцом, что визуально воспринимается как полностью заполненное чёрное поле. Поэтому и весь головной убор информаторы называют «сьӧд сёлӧк» (чёрное покрывало). Поверх нашиваются ленты позумента, атласные ленты, монеты, кисти. Все изделия относятся к концу XIX – началу XX века.

Для создания покрывала берется льняной или конопляный хост или домотканина, размер 37х37. По краю сюлыка, вышита полоска шириной 5 см. Рисунок вышивки с лицевой стороны не читается, он выглядит как буклированная ткань. С изнаночной стороны – четко читается контур рисунка орнамента, который очерчен по принципу вышивки «роспись». Внутренние рисунки покрывала состоят из квадратов. Основной мотив узора – «мировое древо», расположен диагонально по четырём углам головного покрывала. Каждое «древо» состоит из мини-квадратов, которые по периметру вышиты в технике «козлик» с особым подкручиванием нити. Центр каждого квадрата заполнен по принципу «художественной глади». Между фигурами виден небольшой просвет белой ткани. По центру композиции нашиваются позументные ленты, кисти из цветных нитей, либо цветные шелковые ленты. Края покрывала оформлены бахромой из тёмно-красных крученых нитей.

Свадебное головное покрывало сьӧд сёлӧк (чёрный сюлык), хранится в д. Новый Каенсар Кукморского района Республики Татарстан, коллекция Г. Г. Ахметова.

Фото: Байковой Е.В., 2021

Свадебное головное покрывало сьӧд сёлӧк (чёрный сюлык), хранится в музейном уголке школы д. Нырья Кукморского района Республики Татарстан

Фото: Байковой Е.В., 2021

Угол, предназначенный для нашивки на берестяной каркас, оформлен треугольной нашивкой из белого холста, поверх которого крепятся серебряные монеты, а также длинные полосы ткани с монетами, полоски бисера, кисти, пуговицы.

Образец оформления свадебного головного покрывала сьӧд сёлӧк (чёрный сюлык), д. Балды-Кня Кукморского района Республики Татарстан

Фото: Байковой Е.В., 2021

Образец оформления свадебного головного покрывала сьӧд сёлӧк (чёрный сюлык), д. Нырья Кукморского района Республики Татарстан

Фото: Байковой Е.В., 2021

Образец оформления свадебного головного покрывала сьӧд сёлӧк (чёрный сюлык), д. Новый Каенсар Кукморского района Республики Татарстан.

Фото: Байковой Е.В., 2021 

Техника изготовления изделия восстановлена и в наши дни используется мастерами Удмуртии. В настоящее время технику практикуют методисты Алнашского Центра ремёсел и туризма Удмуртской Республики, а также мастера автономного учреждения Удмуртской Республики «Национальный центр ДПИиР» (г.Ижевск). Применение технологии представлено в репликах этнографических изделий, а также в костюмированных куклах.

Вся вновь разрабатываемая и изготавливаемая продукция следование традиционным технологиям вышивки, которые мастера бережно хранят и развивают.

Изделия, созданные с применением традиционной технологии, можно увидеть на республиканских выставках, организованных Республиканским домом народного творчества, республиканских, всероссийских и межрегиональных выставках- ярмарках. Изделия, выполненные вручную, делаются как для тематических мероприятий, так и на заказ.

Источники:

Фонды музейных уголков школ, библиотек, клубов деревень Старая Уча, Починок-Сутер, Новый Каенсар, Лельвиж, Красный цветок, Балды-Кня, Верхний Кузьмес, Средний Кумор, Нижний Кумор, Студёный Ключ, Старая Юмья, Верхняя Юмья, с. Нырья , п. Ошторма Юмья.

Частная коллекция одежды Г. Г. Ахметова (д. Новый Каенсар Кукморского района Республики Татарстан).

Литература:

Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов (материалы к этногенезу)// ТИЭ. Нов.серия. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Вышитая одежда удмуртов XIX-XX вв. Каталог коллекций. – Ленинград, 1987.

Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008.

Лебедева С. Х. Удмурт калык пужыятон=Удмуртская народная вышивка. – Ижевск: Удмуртия, 2009.С.66

Багин С. Свадебные обычаи и обряды вотяков Казанского уезда: этнографический очерк // Этнографическое обозрение. Кн.XXXIII. 1897, №2.

Жаренкова Е. С. Цветовое восприятие в семантике орнамента народов Поволжья // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 7. Ч. 1. С. 55-56.

Зыков С. Н. Воплощение традиционного финно-угорского образа великой матери в артефактах и современных объектах женского обихода // Современные проблемы науки и образования. – М., 2014. – № 4

Ильин А. С. Солярная символика в деревянном зодчестве удмуртов и ее применение в контексте современного дизайна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (31). Ч. 2. С. 67-69.

Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце ХIX — начале ХХ в.  Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000

Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов / отв. ред. М. Г. Атаманов. Ижевск, 1987. С. 115, 117–118.

Молчанова Л. А. Удмуртская одежда в народных обрядах // Ежегодник финно-угорских исследований. Т 14, №1, Ижевск: Удмуртский гос. Университет, 2020. С. 134-135

Нуриева И. М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: проблемы культурных контекста и традиционного мышления. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999. С. 112.

Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории.  Л., 1986, с. 21

Информаторы:

Алексеева Роза Петровна, 1947 г. р., родом из д. Верхний Кузмесь Республики Татарстан, проживает в д. Верхний Кузьмес

Антонова Нина Даниловна, 1958 г.р., родом из д. Верхняя Юмья Республики Татарстан, проживает в д. Старая Юмья

Ахметов Геннадий Гайфутдинович, 1960 г.р., родом из д. Починок-Сутер Кукморского района Республики Татарстан, проживает в д. Новый Каенсар

Давыдова Мария Владимировна, 1966 г. р., родом из д. Верхняя Юмья Республики Татарстан, проживает в д. Верхняя Юмья