Солдат келян гур 1950 - 60-х гг. (Напев проводов солдата 1950 - 60-х)
д. Старая Игра Граховского района УР

Солдат келян гур (пинялъёслэн) – напев проводов солдата (новый). Граховский р-н, д. Старая Игра (Вуж Эгра). Фольклорный ансамбль «Эгра кенакъёс»,рук. Овсянникова Татьяна Васильевна. Запись в рамках Международного проекта “Мост – транзит традиций” и Республиканского дома народного творчества от августа 2018 г.

 

«Тарарат» шуоз, ой, ӟазег, пизэ душэс басьтыку.

«Ой-ой» шуоз аныкае, пизэ сьӧрло келяку.

«Ой-ой» шуоз аныкае, пизэ сьӧрло келяку.

… но дышын уг лу чаль гинэ.

Солдат улса кошкиськод ке, бертын уг лу чаль гинэ.

Солдат улса кошкиськод ке, бертын уг лу чаль гинэ.

Поез кошке шонаса но, рельса кыле ӟырдыса.

Пиез кошке «Ӟеч лу» шуса, анай кылэ бӧрдыса.

Пиез кошке «Ӟеч лу» шуса, анай кылэ бӧрдыса.

 

«Тарарат» вскрикнет, ой, гусыня, когда ястреб ее птенца унесет.

«Ой-ой» вздохнет матушка, когда сына проводит.

«Ой-ой» вздохнет матушка, когда сына проводит.

… да научиться быстро не получится.

Если уходишь, став солдатом, быстро возвратиться не получится.

Если уходишь, став солдатом, быстро возвратиться не получится.

Поезд уходит, покачиваясь да, [только] рельсы остаются накаленными.

Сын уходит, «До свидания» сказав, матушка остается в слезах.

Сын уходит, «До свидания» сказав, матушка остается в слезах.

Обряд проводов солдата в д. Старая Игра Граховского района УР сопровождается двумя напевами, один из которых является поздним. Как считают исполнители, этот напев мог появиться в 1950–60-е гг. По мнению М.Г. Атаманова, он более легкий, темпераментный, напоминающий русские песни. По сравнению с древним (вашкала) рекрутским напевом, современный напев не требует особых певческих навыков, поэтому во время обряда его охотно распевает молодежь. Мелодика с размашистыми интервальными скачками, в широком диапазоне, легко поддается гармонизации, поэтому звучит в сопровождении баяна.

Современный рекрутский напев, наряду со старинным, звучит в каждом доме, куда заводят попрощаться рекрута.

Поэтический текст построен по типичному для фольклора принципу образного и психологического параллелизма.

Варианты напева: Атаманов-Эграпи М.Г. Песни и сказы ушедших эпох = Эгра кырӟа, Эгра вера. Ижевск: Удмуртия, 2005. С. 69, 112.

Описание объекта подготовила
Ирина Муртазовна НУРИЕВА
/Музыковед.
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН/