Акашка (Праздник плуга, первой борозды, начало сева)
д. Карамас-Пельга Киясовского района УР


Акашка (из булг; чув. ак – плуг и яшка – похлебка; букв.: плужная похлёбка в значении плужный пир/праздник)– праздник плуга/первой борозды, начало сева.

Обряд направлен на успешное проведение земледельческих работ, повышение благосостояния крестьянского хозяйства. Под влиянием христианского календаря обряд Акашка совпал с Пасхой. Но и в этом случае Пасха номинируется в согласии с официальным православным календарем, Акашка проводится на второй день после Пасхи. Участниками обряда являются все жители деревни, в том числе совершеннолетние девушки.

Представленный обряд записан в д. Карамас-Пельга Киясовского района Удмуртской Республики в 2018 г.

С самого утра совершеннолетние девушки обходят дома в деревне, собирая крупу, яйца, масло для общей каши. Все собранное девушки несут на специальное место за деревней – к священной березе.

На поляне, возле священной березы, жрец (вӧсясь) в большом котле вместе с помощниками варит кашу из собранной крупы, которая является главным блюдом праздника. Каша здесь же освящается, после чего делается подношение березе. Жрец просит о хорошем урожае, о здоровье домашним животным и людям, о благополучии. В это время женщины исполняют напев обряда Акашка – Акашка гур. Молодые девушки кладут в кору березы железные монеты и просят счастья и благополучия. Затем всех участников обряда жрецы угощают священной кашей. После трапезы снова поют обрядовый напев.

Сваренную кашу в котле провозят по деревне. У каждых ворот хозяева накрывают стол с угощением для жреца и сопровождающих его людей. Жрец угощает хозяев освященной кашей. Возле каждого дома обязательно звучит напев обряда Акашка гур. Угостив всех, кашу везут к куале – молитвенному дому рода Салья, где жрецы обращаются к предкам рода. После этого все старшее поколение деревни вместе со жрецами собираются в одном доме, где заранее накрывают стол, а жрецы угощают всех участников этого праздника. Детей угощают отдельно от взрослых. После трапезы дети играют в игру «катание яиц». В современной традиции они идут не на гору по обычаю, а на специально сооруженную для катания зимой горку.

Праздник заканчивается весельем, песнями, угощениями.

Объект описан 

Глуховой Галиной Анатольевной
/Фольклорист, кандидат филологических наук, доцент, директор института УФФУиЖ ФГБОУ ВО “Удмуртский государственный университет”/