Обряд "Шайтан уллян" (букв:. изгнание шайтана) - обряд изгнания нечистой силы
д. Миндерево Малопургинского района УР

Шайтан уллян (букв. изгнание шайтана) – обряд, связанный с изгнанием нечистой силы за пределы жилого пространства. Сегодня его проведение прикреплено к определенным календарным срокам, приуроченным к началу или окончанию Великого поста и празднованием православной Пасхи. В некоторых локальных традициях аналогичный обряд проводят перед Пасхой в ночь на Великий четверг (Кулэм потон уй букв.: «ночь выхода умерших»/Великочетверик), на неделе после Пасхи (Урбеч уллян «Изгнание нечисти») или в первую неделю Великого поста. Представленный видеоматериал, снятый в д. Миндэрово Малопургинского района Удмуртской Республики в 2020 году, отображает последнюю ситуацию – традиционно в деревне обряд Шайтан уллян или Урбеч уллян проводят на второй день первой недели Великого поста. В обряде могут принимать участие все жители деревни, независимо от их половозрастной принадлежности.

Днем дети ходят по домам и собирают крупу, мясо, масло для приготовления общей ритуальной каши. Все собранные ингредиенты для каши относятся в дом, где по договоренности она должна быть приготовлена. К вечеру варят кашу, накрывают праздничный стол.

В сумерки (акшан вакыт) люди выходят из домов с горящими факелами (которые заготавливаются заранее) и с шумом, криками обходят всю деревню: стучат палками по воротам домов, тем самым создавая ритуальный шум для отпугивания нечистой силы. Раньше для создания шума использовали трещотки, в современной традиции в качестве альтернативы используют алюминиевые либо жестяные банки, наполненные крупой или горохом. Особенностью расположения деревни является ее разделение на две части по реке, протекающей внутри поселения. Поэтому обе части проводят обряд параллельно. В течение всего действа присутствует некий соревновательный характер: кто кого перекричит, чей костер будет больше.

После обхода своей части деревни, участники процессии спускаются вниз к реке, где заранее подготавливают заготовку для костра из сухих веток и бревен. В него кидают горящие факелы и палки. В процессе горения участники продолжают кричать и шуметь. Горящий костер и дым от него, взмывающий в небо, символизирует уничтожение духов путем сожжения. Сюда же приносят сваренную кашу, которую пробуют все участники обряда.

После того, как костер догорел, все участники ритуального действа возвращаются в деревню в дом, где варили кашу и где заранее накрывают на стол. В доме совершают общую трапезу, веселятся. Прежде чем разойтись по домам, гости желают счастья принявшим их хозяевам.

Описание объекта подготовила
Галина Анатольевна ГЛУХОВА
Фольклорист,
Кандидат филологических наук, доцент, директор института УФФУиЖ ФГБОУ ВО “Удмуртский государственный университет”