Обряд «Чӧжы сиён» (Угощение молозивом)
д. Кулак-Кучес Шарканского района УР

Ӵӧжы сиён (букв.: угощение молозивом) – проводили в период отела коров в доме, где родился теленок. Основная функция направлена на стимулирование приплода скота, но его архаическая семантика содержит представления о сотворении мира в процессе пахтанья и символику масла как продукта, связанного с рождением/возрождением. В традиционной культуре основными участниками были дети, женщины, мужчины и родственники пожилого возраста. В современной традиции дети чаще всего не присутствуют.

Обряд встречался на всей территории современной Удмуртии, сегодня его можно зафиксировать лишь в отдельных районах (например, в Шарканском районе Удмуртской Республики). Обряд снят в д. Кулак-Кучес  Шарканского района специалистами Республиканского дома народного творчества в 2018 году.

После рождения теленка, хозяйка дома ставит тесто для табаней (лепешек из кислого теста), варит подливу из молозива. Хозяин дома в честь данного события приглашает родственников и соседей в гости. В это время хозяйка затапливает печь, чтобы испечь табани. После того как испекут первых два блина, хозяйка дома обращается к богам и предкам с благодарственной молитвой, просит о том, чтобы корова была молочной, чтобы молоко было жирным и вкусным, чтобы теленок вырос здоровым. Обязательно для этого случая готовят хворост вӧйын пыжем.

К приходу гостей хозяйка накрывает на стол, на котором в качестве основного блюда выступают сваренное молозиво и табани с подливом. После угощения гости нахваливают хозяйку, всех присутствующих угощают кусочком, отломленным от освященных табаней, а также квасом.

Во время трапезы хозяйка дома обмакивает деревянную ложку в подливу из молозива и в шутку хлопает ею по лбу каждому, кто находится за столом, объясняя, что это «наш теленок такой резвый бодается». За столом звучат гостевые, застольные и лирические песни. А после угощения начинается веселье с исполнением плясок.

Перед тем, как разойтись по домам, гости отдаривают хозяев принесенными подарками (в основном в качестве подарка приносили полотенца и платки), при этом произносят благопожелания, чтобы в будущем скот уродился, чтобы в здравии были и хозяева, и скотина.

Обряд встречался на всей территории современной Удмуртии, сегодня его можно зафиксировать лишь в отдельных районах (например, в Шарканском районе Удмуртской Республики). Обряд снят в д. Кулак-Кучес  Шарканского района специалистами Республиканского дома народного творчества в 2018 году.

После рождения теленка, хозяйка дома ставит тесто для табаней (лепешек из кислого теста), варит подливу из молозива. Хозяин дома в честь данного события приглашает родственников и соседей в гости. В это время хозяйка затапливает печь, чтобы испечь табани. После того как испекут первых два блина, хозяйка дома обращается к богам и предкам с благодарственной молитвой, просит о том, чтобы корова была молочной, чтобы молоко было жирным и вкусным, чтобы теленок вырос здоровым. Обязательно для этого случая готовят хворост вӧйын пыжем.

К приходу гостей хозяйка накрывает на стол, на котором в качестве основного блюда выступают сваренное молозиво и табани с подливом. После угощения гости нахваливают хозяйку, всех присутствующих угощают кусочком, отломленным от освященных табаней, а также квасом.

Во время трапезы хозяйка дома обмакивает деревянную ложку в подливу из молозива и в шутку хлопает ею по лбу каждому, кто находится за столом, объясняя, что это «наш теленок такой резвый бодается». За столом звучат гостевые, застольные и лирические песни. А после угощения начинается веселье с исполнением плясок.

Перед тем, как разойтись по домам, гости отдаривают хозяев принесенными подарками (в основном в качестве подарка приносили полотенца и платки), при этом произносят благопожелания, чтобы в будущем скот уродился, чтобы в здравии были и хозяева, и скотина.

Объект описан Глуховой Галиной Анатольевной
/Фольклорист, кандидат филологических наук, доцент, директор института УФФУиЖ ФГБОУ ВО “Удмуртский государственный университет”/