Куно пумитан гур (Песня встречи гостей)
д. Михайловка Игринского района УР

Д. Михайловка Игринского района УР, Ипатова Матрена Федоровна, 1930 г.р., ур. Шарканского р-на Удмуртии.

Запись РДНТ и УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН 25.02.2021 г.

 

Кызьы меда лыктӥды, ӟечесь-а тӥ вуиды?

Чупчи йылысен-а, выжыысен-а?

Гажаса-а, гажатэк-а лыктӥды?

Монэ аӟӟем потыса-а пыриды?

 

Как же вы приехали? Хорошо ли добрались?

С верховьев реки Чепцы или с ее низовьев?

С уважением или без уважения к нам вы приехали?

Меня ли захотев увидеть вы зашли?

Гажаса ке лыктӥды, ӝоген сиёд-юоды,

Гажатэк ке лыктӥды, уд юэлэ.

Ойдолэ, кенъёс-пиналъёс, люкаське,

Одӥг кылысь кариськыса кырӟалом.

Если с уважением приехали, скорей угощайтесь.

Если не уважая приехали — не угоститесь.

Давайте, родные (букв. снохи-дети), собирайтесь,

Одним голосом (букв. одним языком) споем!

Кызьы медам лыктӥды, ӟечесь-а тӥ вуиды?

Чипчи йылысен-а, выжыысен-а?

Гажаса-а, гажатэк-а лыктӥды?

Монэ аӟӟем потыса-а пыриды?

Как же вы приехали? Хорошо ли добрались?

С верховьев реки Чепцы или с ее низовьев?

С уважением или без уважения к нам вы приехали?

Меня ли захотев увидеть вы зашли?

Популярная гостевая песня северных удмуртов исполняется при встрече гостей и может звучать за столом весь вечер. Песня поется от лица хозяев, которые спрашивают гостей, благополучно ли они приехали, откуда они, с уважением ли они приехали, соскучились ли, а также может исполняться и гостями.

Река Чупчи-Чепца, упоминаемая в песне, в традиционной культуре северных удмуртов играет большую роль как река-кормилица, река-дорога. Образы Чепцы, мифологических речных существ часто встречаются в различных удмуртских фольклорных жанрах. В песне хозяева неслучайно спрашивают гостей, с верховьев или с низовьев Чепцы они прибыли, поскольку по реке северные удмурты различали «своих», говорящих на одном диалекте, и «далеких», живущих либо в устье, середине или в истоке реки.

В тексте встречаются традиционные для обряда гостевания мотивы единения (ойдолэ люкаське ʻдавайте собирайтесьʼ), совместного пения. Последний выражен в поэтической формуле одӥг кылысь (ʻодним голосомʼ, букв.ʻоднимязыкомʼ).

По музыкальному стилю песня является поздней. Для нее характерны широкий диапазон мелодии, терцовоедвуголосие. Интересна ритмическая структура напева: четные строки имеют обычную квадратную структуру (8 восьмых + 8 восьмых), а нечетные строки словно ломают квадратные рамки, укладываясь всего в 12 музыкальных времен (12 восьмых).

Нотированные варианты песни опубликованы:

1. Поздеев П. К. Жингырты, удмурт кырӟан. 2-е изд. Устинов, 1987. С. 79-80.

2. Травина И. К. Удмуртские народные песни. Ижевск, 1964. С. 102-103.

3. Ходырева М. Г. Песни северных удмуртов. Ижевск, 1996 (Удмуртский фольклор). С. 51, 55, 56, 90.

4. Нуриева И. М. Импровизация в песенной культуре удмуртов: жанр, стиль, мышление. Ижевск, 2014. С. 34.

Описание объекта подготовила
Ирина Муртазовна НУРИЕВА
Музыковед.
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН.