Йыр-пыд сетон гур – является напевом поминального обряда йыр-пыд сётон (букв.: отдавания головы-ног [жертвенного животного]). В д. Старая Монья этот обряд проводится близкими родственниками в четь умершего родителя (матери или отца) через 3-5 лет после смерти. Обряд могли совершить только один раз, и проводили его в период между Рождеством и Крещением. Для проведения йыр-пыд сетон делали следующее жертвоприношение: в случае если поминали мужчину, то забивали лошадь, а если женщину, то корову. Главным образом использовали кости животного, для чего изготавливали емкость из бересты – «чурок», в которую помимо костей бросали монетки, лоскуты ткани. Этот «чурок» затем везли на санях вниз по улице, за деревню, и бросали в специально отведенное место. По словам исполнителей, если в жертву принесена лошадь,перед тем как увезти чурок кто-то из родственников символически впрягается в сани, изображая лошадь. После того как содержимое вывалили, уходить не спешили, угощались вином и поминали умершего. Дети собирали монетки, а остальное поджигали.
Содержание поэтического текста обрядового напева йыр-пыд сетон гур обращено к умершей матери, и по своей структуре политекстовое. В данном фрагменте используется несколько мотивов, обращенных к верховному божеству и поминаемому: проведение последнего пира в честь этого человека; просьба дать крепкое здоровье семье и присмотреть за домашней скотиной; упоминание о традиционности проводимых поминок.
Йыр-пыд сетон гур относится к раннему историко-стилевому пласту фольклора, и зачастую дублирует свадебные напевы сюан гур или ярашон/бӧрысь гур. В данном варианте исполнения напев самостоятельный, и имеет позднее мелодическое формирование. Это подтверждается развернутым диатоническим звукорядом, сменой ладо-интонационного устоя. Но, несмотря на это, в напеве прослеживаются характерные для обрядовых напевов типичные завершающие анапестические ритмические формулы, свойственные для обрядовых и родовых напевов (трехсложная группа с ударением на последний слог). Строфа напева как на мелодическом, так и поэтическом уровнях складывается из двух неповторных строк (АВ).
Семейные обрядовые напевы удмуртов, как правило, исполняются коллективно, и имеют гетерофонный тип многоголосия с октавным удвоением голосов (чаще во второй половине строфы).
Литература и нотированные варианты:
Вершинина Е. Б., Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2014. Вып 3. 384 с. (Удмуртский фольклор) – в сборнике имеется вариант напева из этой же деревни, опубликованный под № 155.
Объект описан
Софроновой Екатериной Анатольевной
Этномузыколог
Старший научный сотрудник БУК УР АЭМЗ «Лудорвай», преподаватель Республиканского музыкального колледжа