Головное покрывало молодушки «горд сёлӧк». Лоскутная техника. Кукморский район, Республика Татарстан

И. Н.Смирнов. Женщины в традиционных костюмах. Удмурты.Казанская губ., Мамадышский уезд, 1902 г. (Фото из фондов РЭМ)

Красный (горд сёлӧк) – платок женщины-молодушки. Четырёхугольной формы платок, размер 37х37. Материал основы — белый холст, поверх которого нашиваются куски красного сатина. Покрывало орнаментировано цветными лоскутками из фабричной ткани, а также позументной тесьмой, лентами. Украшен платок бахромой из скрученных вручную шелковых нитей бордового цвета. Длина кистей, по традиции, должна была доходить до глаз носительницы, что означало смену статуса Интересной особенностью красного головного покрывала является декорирование лоскутной техникой, орнаментация символическим изображением Мирового древа. Схематичный рисунок Мирового древа выстраивается вдоль линии спины к голове. Лоскутный треугольник символизирует основание, корни Мирового древа, ромб – ствол, перевёрнутый треугольник – крона. Подобный способ декорирования ткани характерен также и для собственно южных удмуртов, но в хорошем состоянии и в большом количестве сохранился только у кукморских удмуртов. Известные произведения охватывают сравнительно небольшой промежуток времени от нач. XIX в. по 20-е годы XX в.

Горд сёлӧк женщина надевала через год после свадьбы. В отличие от свадебного сюлыка, его боковые углы были заложены в глубокие складки, что открывало голову с боков. Бахрома, обрамляющая покрывало, была короче, чем на свадебном, и доходила до глаз. Такой сюлык крепился на маленький берестяной или лубяной каркас (высота 5-7 см), обшитый тканью. Поверхность украшалась аппликативным рисунком из позументных лент и монет. Преобладающий цвет ткани – красный, отсюда название горд сюлык.

Головное покрывало молодухи горд сёлӧк. Нач. XX в., д. Ошторма Юмья, Кукморский район Республики Татарстан, хранится в музейном уголке школы.

Фото: Байковой Е.В., 2021

Головное покрывало молодухи горд сёлӧк. Кон. XIX в., д. Нырья, Кукморский район Республики Татарстан, хранится в музейном уголке библиотеки.

Фото: Байковой Е.В., 2021

Образец раскладки женского головного покрывала горд сёлӧк (красный сюлык) в разложенном виде, д. Балды-Кня, Кукморский район Республики Татарстан. Хранится в музейном уголке сельского клуба.

Фото: Байковой Е.В., 2021

Подробное описание локальных особенностей головных уборов содержится лишь в трудах Косаревой И. А., большинство информации получено в ходе этнографической экспедиции, изучении предметов, хранящихся в фондах краеведческих уголков библиотек, школ, клубов, где ещё можно встретить редкие образцы старинной одежды. Интересна частная коллекция традиционной одежды Г. Г. Ахметова Среди предметов много уникальных изделий хорошей степени сохранности, по которым можно исследовать архаичные варианты головных уборов кукморских удмуртов. По этим предметам можно разобрать ход работы мастерицы. Первоначально подбирается холст для основы будущего покрывала, поверх которого нашиваются куски красного сатина. Красная ткань нашивается на видимую часть покрывала, под складками видно ткань основы, которую не перекрывали из-за экономии. Поверх нашиваются ленты позумента и квадратики из атласных лент или кусочков цветной ткани. Орнаментальный мотив аппликации: ромбы, треугольники, выложенные в силуэт Мирового древа, т.е. почти такие же, какие встречается у южноудмуртской группы удмуртов.где: крона ассоциировалась с верхним миром – миром светлого, лучшего устройства окружающей действительности; ствол, как символ настоящего, олицетворял средний мир – мир стабильности, связующее звено между прошлым и будущим, корни дерева представляли собой нижний мир – мир прошлого, мир умерших предков. Ромб (символ Шунды-мумы) в семантике удмуртов ассоциировался также с образом Мирового древа, плодородием и материальным достатком; треугольники и углы — символ женского чрева, рождающего жизнь.  Все изделия относятся к концу XIX – началу XX века.

Головное покрывало молодухи горд сёлӧк. Нач. XX в. из коллекции Ахметова Г. Г., д. Новый Каенсар. Фото: Байковой Е.В., 2021

Техника изготовления изделия сохранена, восстановлена и в наши дни используется мастерами Удмуртии. В настоящее время технику практикуют методисты Глазовского, Алнашского, Завьяловского, Кизнерского домов ремёсел Удмуртской Республики, а также мастера автономного учреждения Удмуртской Республики «Национальный центр туризма и ремёсел» (г.Ижевск).

Вся вновь разрабатываемая и изготавливаемая продукция сочетает в себе современный авторский подход и следование традиционным технологиям вышивки и ткачества, которые мастера бережно хранят и развивают.

Изделия, созданные с применением традиционной технологии, можно увидеть на республиканских выставках, организованных Республиканским домом народного творчества, республиканских, всероссийских и межрегиональных выставках- ярмарках. Изделия, выполненные вручную, делаются как для тематических мероприятий, так и на заказ.

Источники:

Фонды музейных уголков школ, библиотек, клубов деревень Старая Уча, Починок-Сутер, Новый Каенсар, Лельвиж, Красный цветок, Балды-Кня, Верхний Кузьмес, Средний Кумор, Нижний Кумор, Студёный Ключ, Старая Юмья, Верхняя Юмья, с. Нырья , п. Ошторма Юмья.

Частная коллекция одежды Г. Г. Ахметова (д. Новый Каенсар Кукморского района Республики Татарстан).

Литература:

Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов (материалы к этногенезу)// ТИЭ. Нов.серия. М.: Изд-во АН СССР, 1951.

Вышитая одежда удмуртов XIX-XX вв. Каталог коллекций. – Ленинград, 1987.

Лебедева С. Х. Удмуртская народная одежда. – Ижевск: Удмуртия, 2008.

Лебедева С. Х. Удмурт калык пужыятон=Удмуртская народная вышивка. – Ижевск: Удмуртия, 2009.С.66

Багин С. Свадебные обычаи и обряды вотяков Казанского уезда: этнографический очерк // Этнографическое обозрение. Кн.XXXIII. 1897, №2.

Жаренкова Е. С. Цветовое восприятие в семантике орнамента народов Поволжья // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 7. Ч. 1. С. 55-56.

Зыков С. Н. Воплощение традиционного финно-угорского образа великой матери в артефактах и современных объектах женского обихода // Современные проблемы науки и образования. – М., 2014. – № 4

Ильин А. С. Солярная символика в деревянном зодчестве удмуртов и ее применение в контексте современного дизайна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (31). Ч. 2. С. 67-69.

Косарева И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошминской, закамской) в конце ХIX — начале ХХ в.  Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000

Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов / отв. ред. М. Г. Атаманов. Ижевск, 1987. С. 115, 117–118.

Молчанова Л. А. Удмуртская одежда в народных обрядах // Ежегодник финно-угорских исследований. Т 14, №1, Ижевск: Удмуртский гос. Университет, 2020. С. 134-135

Нуриева И. М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов: проблемы культурных контекста и традиционного мышления. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1999. С. 112.

Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории.  Л., 1986, с. 21

Информаторы:

Алексеева Роза Петровна, 1947 г. р., родом из д. Верхний Кузмесь Республики Татарстан, проживает в д. Верхний Кузьмес

Антонова Нина Даниловна, 1958 г.р., родом из д. Верхняя Юмья Республики Татарстан, проживает в д. Старая Юмья

Ахметов Геннадий Гайфутдинович, 1960 г.р., родом из д. Починок-Сутер Кукморского района Республики Татарстан, проживает в д. Новый Каенсар

Давыдова Мария Владимировна, 1966 г. р., родом из д. Верхняя Юмья Республики Татарстан, проживает в д. Верхняя Юмья

Фото:

Байковой Е. В. Фотофиксация сделана в 2021 году в ходе комплексной фольклорно-этнографической экспедиции в Кукморский район Республики Татарстан