Бӧрысь гур (Свадебный напев родственников невесты)
д. Синяр Бодья Кизнерского района УР


д. Синяр-Бодья Кизнерского района УР, Фольклорный ансамбль «Гербер», руководитель – Кузнецова Вера Григорьевна

Запись РДНТ 2016 года

Осто гынэ Иньмаре, Бадӟым Иньмаре!

Осто гынэ Иньмаре, Бадӟым Иньмаре!

 

Эн сёты вал, Иньмаре, дышмон малпасьлы!

Эн сёты вал, Иньмаре, дышмон малпасьлы!

 

Дышмон гынэ малпасез пыд уламы лёгомы,

Дышмон гынэ малпасез пыд уламы лёгомы.

 

Эмезь бичан мыныса ми сузэрмес ыштӥмы,

Эмезь бичан мыныса ми сузэрмес ыштӥмы.

 

Сузэрмылэн пытьы кузяз ми тӥ доры вуимы,

Сузэрмылэн пытьы кузяз ми тӥ доры вуимы.

 

Ми сузэрмес сузэрэ адӟон шуса лыктӥм вал,

Ми сузэрмес сузэрэ адӟон шуса лыктӥм вал.

 

Милесьтым но сузэрмес виль кен кариллям,

Милесьтым но сузэрмес виль кен кариллям.

 

Синер … лыктыса лушкаса со ваем,

Синер … лыктыса лушкаса со ваем.

 

Господи да Боже наш, Великий Боже!

Господи да Боже наш, Великий Боже!

 

Не отдавай [нас], Боже, замышляющим зло!

Не отдавай [нас], Боже, замышляющим зло!

 

Замышляющих зло под ногами затопчем,

Замышляющих зло под ногами затопчем.

 

Малину собирая, мы нашу сестру потеряли,

Малину собирая, мы нашу сестру потеряли.

 

По следу нашей сестры мы к вам прибыли,

По следу нашей сестры мы к вам прибыли.

 

Мы нашу сестру увидеть приехали,

Мы нашу сестру увидеть приехали.

 

Наша-то сестра молодушкой стала,

Наша-то сестра молодушкой стала.

 

В деревню Синяр… приехав, украли ее,

В деревню Синяр… приехав, украли ее.

Свадебный напев, исполняемый в доме жениха на второй день свадьбы родственниками невесты. Текст сконтаминирован из двух мотивов: формулы заклятья врагам и поисков «сестры»/невесты.

По музыкальной стилистике напев относится к архаическому пласту с узкообъемным звукорядом, «бесконечным» повтором нижней опорной ступени. Основу ансамбля составляют исполнительницы самого пожилого возраста, которые сохранили манеру нетемперированного интонирования, восходящего к древнейшему экмелическому пению.

Фольклорный коллектив воспроизвел элементы активного поведения поезжан со стороны невесты на свадебном пиру в доме жениха, размахивая руками и притопывая ногами.

Нотированные варианты напева:

Чуракова Р. А. Удмуртские свадебные песни. Устинов: Удмуртия, 1986. С.58, 61, 63, 66-67, 73-75.

Описание объекта подготовила
Ирина Муртазовна НУРИЕВА
/Музыковед.
Доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН/