Свадебный напев – ярашон гур – исполняется родственниками невесты в доме жениха, где проходит второй свадебный пир. В данном видеофрагменте народные исполнительницы из д. Непременная Лудзя демонстрируют как тӧро – крестная невесты дает напев ярашон гур родственникам невесты, а сама вместе с невестой начинает угощать напитком участников пира. Невеста с крестной подходит персонально к каждому гостю, подносит ему в платочке рюмочку, а те, в свою очередь, в благодарность подают ей подарок (денежку, лоскут ткани или платок).
Территориально д. Непременная Лудзя находится в пограничной зоне центральных и южных удмуртов. Свадебные обрядовые песни по своим поэтическим и музыкально-стилистическим характеристикам относятся к южной традиции.
Содержание поэтического текста свадебного напева ярашон гур, как и в других обрядовых напевах южных удмуртов, политекстовое, то есть на один напев приходятся несколько сюжетных блоков, которые изменяются исходя из ситуации. Содержание поэтического текста ярашон гур состоит из нескольких мотивов: призыв показать невесту, восхваление невесты, принятие новой семьи, демонстрация боевого настроения родственников невесты. Строфа складывается из двух повторяющихся строк поэтического текста (АА).
Ярашон гур относится к архаичному историко-стилевому пласту фольклора. Это подтверждается ангемитонным звукорядом (трихорд в терции), типичным завершающим анапестическим ритмическим рисунком, свойственным для обрядовых и родовых напевов (трехсложная группа с ударением на последний слог). Строфа напев имеет сквозную структуру и складывается из двух не повторных музыкальных строк (АВ).
Свадебные напевы удмуртов, в том числе и ярашон гур, исполняются коллективно и имеют гетерофонный тип многоголосия с октавным удвоением основного голоса. Родственниками невесты этот напев поется довольно уверенно, бойко, с ритмичными ударами в такт ноги и активной жестикуляцией. На лицах исполнителей присутствует легкая улыбка, они прославляют свою невесту, новых родственников, но в то же время подчеркивают свое отличие от новых. В связи с чем устраивают проверку добротности балкам пола.
Литература:
1.Бойкова Е. Б.,Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. Вып 1. 192 с.
2.Гиппиус Е. В., Эвальд З. В. Удмуртские народные песни: тексты и исследования / Акад. наук СССР, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит.; восстановление по арх. материалам М. Г. Хрущевой и Р. А. Чураковой; подстроч. пер. песен. текстов П. К. Поздеева. Ижевск: Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО АН СССР, 1989. 84 с. (Памятники культуры. Фольклорное наследие).
3.Чуракова Р. А. Удмуртские свадебные песни. Устинов: Удмуртия, 1986. 147 с.
4.Вершинина Е. Б.,Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов / Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. Ижевск, 2014. Вып 3. 384 с.
Описание объекта подготовила
Екатерина Анатольевна СОФРОНОВА
/Этномузыколог,
Старший научный сотрудник БУК УР АЭМЗ «Лудорвай», преподаватель Республиканского музыкального колледжа/