Техника плетения лаптей из лыка. Можгинский район Удмуртской Республики

Базовая информация

  1. Название объекта – Техника плетения лаптей из лыка. Можгинский район Удмуртской Республики
  2. Категория объекта — Традиционные технологии/техники. Технологии традиционных ремесел
  3. Этническая принадлежность — удмурты
  4. Язык удмуртский/русский
  5. Конфессиональная принадлежность – народные верования, православие
  6. Места бытования. В числе самого распространённого типа обуви были плетеные из лыка лапти, которые использовались вплоть до середины XXв. повсеместно в каждой удмуртской семье. Доступность и дешевизна материала делала эту обувь общедоступной

По сведениям исследователя Н.Н. Блинова, к кон. XIX в. в Удмуртском крае плелось до 13 разновидностей лаптей. Лапти на рынках были ходовым товаром, производством их занимался широкий круг мастеров. «Хоть сколько работай, все уходит», — говорили кустари.

Житель д. Чумойтло Можгинского района за плетением лаптей, ВАО 1927г.

Выделялись целые деревни и округа, которые соперничали по мастерству. «Лапотными заводами» называл народ деревень Пещеры, Бегеши, Ларят Сарапульского уезда. «В починках за рекой Камой лапти плетут больше старики, нечего делать – и молодые занимаются. А в Пещерах – все мужики и бабы, девки-невесты плетут – лаптяной завод!» — рассказывали крестьяне.

К сожалению, технологию создания плетеной обуви можно отнести к разряду исчезающей, уходят хранители знаний, в 2023 году не стало мастера З.Т. Николаевой из. Бобья Уча Малопургинского района УР.

 Мастер З.Т. Николаева из д. Бобья Уча Малопургинского района УР.

Но ещё живы носители, которые могут передать техники плетения. Среди мастеров, в основном поколение старшего возраста.

Мастер Д.Д. Рябчиков, с. Алнаши УР, фото – ГТРК «Удмуртия», 2015

В.Г. Ефимова, мастер из д. Ломеслуд Можгинского района УР

 М.Е. Селиверстов, мастер из д.Лудошур Игринского района. Фото – газета «Удмурт дунне», 2012

  1. Описание объекта (развернутое). В XIX в. к числу наиболее развитых домашних промыслов у удмуртов являлось плетение лаптей, которым в основном занимались старики и подростки. Техника была несложной, мастера располагали самым простым инструментарием: ножами, кочедыками. В качестве материала использовали древесное лыко, чаще всего липовое или берестяное. Плели лапти для личного потребления и только изредка — на заказ или продажу на ближайшем рынке. Женские праздничные лапти плели из 11 и 9 лык, обычные – из 7 и 5. Форма, техника изготовления лаптей сохранила традиционные национальные черты, по которым выделялись лапти русские, удмуртские, татарские, марийские, чувашские.

 Виды плетеной обуви, существовавшей на территории Удмуртии в XIX в. (из книги Н.П. Лигенко. Крестьянская промышленность Удмуртии в период капитализма (60-90-е гг. в.). – Ижевск, 1991)

В быту использовались т.н. «русские» и «удмуртские» типы лаптей. У «русских» лаптей – закругленный носик с переплетением лычек по косой. «Удмуртские» имели острый приподнятый носок треугольной формы с прямым переплетением лык

«Русский» тип лаптей, выполнены мастером В.Г. Ефимовой.

Удмуртские лапти отличались по форме и плетению от русских, они значительно легче, в особенности женские. Их плели на разных колодках (для правой и левой ноги), с остроконечным носком и прямым переплетением лыка в верхней части носка, который на женских лаптях украшали полосками жести или клеенки. На каждой стороне удмуртского лаптя, как и русского, имелись лыковые петли, в которые пропускались лыковые или шерстяные оборы.

«Удмуртский» тип лаптей, сер. XXв. Коллекция Четкарева А.Е., д. Каменное, Завьяловский район УР.

По сведениям информаторов, плели в любое время года, для плетения старались заготовить весеннее и летнее лыко. Зимой оно считалось более жестким, поэтому его специально размягчали в горячей воде для «податливости» «Сулзэ гужембыт ниыны луэ. Толалтэзэ но луэ. Кынмемын ке, корка пыртӥськод но, шуна». Нарезали тонко кочедыком определенное количество лычек шириной 7-8 см, длиной около метра. Чистили от коры, летом она сама легко отделяется, лычки нарезали с палец шириной, как ленты. Чтобы лыко было гладким, эластичным, очищали, дополнительно выскабливали его.

 Кочедык – удм. «сиктан»

Затем, уложив на колено, плетут шахматным переплетением, начиная с пятки.

Лычки сушить нельзя, т.к. они могут переломиться и станут непригодными. Сушат уже только когда сплетут лапти, готовые «Созэ ини нимысьтыз валэктоно. Борӟано кот дыръяз ик. Куасьмыса со шильыос чигылозы, ярантэм луозы. Куасьтоно ни дась кутэз гинэ».

  1. Предметы, связанные с объектом кочедык – удм. сиктан, колодка – удм. куткаб, лыко.
  2.  Техники/Технологии, связанные с объектом плетение из лыка
  3. Способы и формы передачи традиции — обучающие семинары, индивидуальные занятия, мастер-классы

Справочная информация.

  1.  История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.). Описание традиционной обуви удмуртских крестьян встречается достаточно подробно в исследованиях конца XIX в.

Среди всевозможного вида лаптей внимание привлекали лапти удмуртских мастеров. По описаниям одного из исследователей, женщина удмуртка считала «форсом» носить лапти с приподнятым передком – «личиком», оформленным полосками из черной клеенки и гусиного пера или полосками из жести. Удмуртские лапти украшались ещё яркими многоцветными, сплетенными из шерсти, завязками, опоясывавшими щиколотки ног. Также отмечалось умение плести не просто добротные лапти, но и предмет виртуозности, например, лапти плелись как детские игрушки, иногда настолько миниатюрными, что семь пар лапоточков умещалось в спичечный коробок. Три пары различных размеров лаптей демонстрировались на Нижегородской выставке 1896 г., выполненные Д. Гурьяновым (с.Сюмси Малмыжского уезда). Для Казанской выставки в 1909 г. У.Д. Егоров (с.Бемышево Елабужского уезда) сплел сапоги из лыка. Гордясь своим трудом, удмуртские крестьяне-плетюшечники говаривали: «Петр Великий все умел делать, но, помаявшись с лаптем, не мог добиться сплести, и сказал: «Нет хуже ремесла!».

В фондах краеведческих музеев, музейных уголках школ, библиотек, клубов Удмуртской Республики и в наши дни хранятся уникальные по своему исполнению образцы традиционной обуви удмуртов, бытовавших в кон. XIX – сер. XXвв.

По некоторым мастерам-носителям традиции подготовлены статьи и сюжеты: газета «Удмурт дунне» 15 августа 2012 г., сюжет ГТРК «Удмуртия» от 3 декабря 2013 г. о мастере Матвее Селиверстове (д. Лудошур Игринского района).

22 сентября 2015 г. – вышел сюжет на ГТРК «Удмуртия» о мастере Д.Д. Рябчикове (с.Алнаши).

В 2016 г. на базе Национального центра ДПИиР Д.Д. Рябчиковым был проведен обучающий семинар по плетению лаптей для мастеров по обработке природных материалов.

 Мастер Д.Д. Рябчиков, с. Алнаши УР, проводит обучающий семинар по плетению из лыка для методистов домов ремесел. Ижевск, 2016.

В 2019 году состоялась фольклорно-этнографическая экспедиция в рамках проектов Sep Community и «Время водит хоровод» к Матвею Селиверстову. В 2020 г. состоялся экспедиционный выезд специалистов Можгинского дома прикладного искусства и ремёсел в д. Ломеслуд Можгинского района к Ефимовой Вере Гурьяновне.

В 2023 году специалистами отдела по работе с НКН АУК УР «РДНТ» осуществлен экспедиционный выезд в Можгинский район, где была зафиксирована технология плетения лаптей «русского» типа у жительницы д. Ломеслуд Ефимовой Веры Гурьяновны, 1932 года рождения. По итогам выезда Киностудией «Встреча» АУК УР «РДНТ» подготовлен фильм «Техника плетения лаптей. д. Ломеслуд Можгинский район Удмуртской Республики».

 Работа фольклорно-этнографической экспедиции Республиканского дома народного творчества в д. Ломеслуд Можгинского района по фиксации технологии плетения лаптей, 2023.

12. Литература:

Белицер В. Н. Народная одежда удмуртов. М., 1951.

Блинов Н.Н. Лапти / Этнографический очерк // Известия Сарапульского земского музея. Сарапул, 1914. Вып. IV. С. 181

Куроптев И.И. Древоделание // ВГВ. 1877. №53. С.3
Лебедева Л.С. Удмурт калык диськут. Удмуртская народная одежда. Ижевск, 2008.
Лигенко Н.П. Крестьянская промышленность Удмуртии в период капитализма (60-90-е гг. в.). – Ижевск, 1991, с. 118-128.

Молчанова Л.А. Удмуртский народный костюм (история и символика). – Ижевск, 2006.

Рейнсон. Детское самодеятельное творчество в Удмуртии // Вопросы истории Удмуртии. Ижевск, 1940. Вып. 9. С. 123
Христолюбова Л. С. Эволюция одежды и её современное бытование // Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
Христолюбова Л. С., Никитина Г. А. Национальная одежда: традиции и инновации // Этнокультурные процессы в Поволжье и Приуралье в советскую эпоху (до середины 1980-х годов). Чебоксары, 1991.

ГАКО, ф. 616, оп. 1, д. 1142, л. 267; Указатель по Вятскому отделу на Казанской международной выставке в 1909 г. с. 47.

Протоколы Художественно-экспертного совета по итогам республиканских выставок декоративно-прикладного искусства и ремёсел АУК УР «Республиканский дом народного творчества», коллекция тканых изделий АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремёсел» (до 2019 г.)

Отчеты этнографических экспедиций домов ремесел.

Полевые материалы этнографических экспедиций отдела по работе с нематериальным культурным наследием  АУК УР «Республиканский дом народного творчества» в Алнашский, Завьяловский, Малопургинский, Можгинский районы УР (2020 – 2023 гг.)

Коллекции районных краеведческих музеев Удмуртии.

Информатор – Ефимова Вера Гурьянова, 1932 г.р., родилась в д. Соколовка

Юкаменского р-на УР, проживает в д. Ломеслуд Можгинского р-на УР.

  1. Современное состояние объекта. Несмотря на то, что интерес и востребованность имеется, особенно среди участников художественной самодеятельности, воспитателей и учителей, сувенирных магазинов, мастера Удмуртии, владеющие техниками плетения из природных материалов, редко обращаются к изготовлению лаптей. Их насчитываются единицы, а молодые не перенимают сложную технологию. В наши дни практикуют мастера Алнашского, Можгинского, Игринского районов Удмуртской Республики.

Изготавливаемая продукция следует традиционным технологиям создания плетеной обуви удмуртов, а также существуют разработки сувенирного формата.

  1. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры Плетеная обувь создаётся на основе изучения традиционного материала, имеются современные образцы, внесенные в республиканский электронный каталог особо ценных изделий; имеется фотоархив изображений изделий, пригодных для использования в исследовательской, издательской, информационной, культурно-образовательной деятельности, а также в сфере производства изделий, подготовлен фильм, фиксирующий технологию плетения лаптей из лыка. Плетеную обувь можно увидеть на республиканских выставках, организованных Республиканским домом народного творчества, Национальным центром ДПИиР, республиканских, всероссийских и межрегиональных выставках-ярмарках, сувенирных салонах Удмуртии. Лапти из лыка активно используются участниками, как взрослых, так и детских коллективов художественной самодеятельности.

15. Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:

 

Фильм: «Техника плетения лаптей. д. Ломеслуд Можгинский район», Ижевск: киностудия «Встреча», 2023.

Описание подготовлено

Еленой Вячеславовной Байковой, вед. методистом отдела по работе с НКН АУК УР «РДНТ»