«Три свадебных напева» - моноспектакль для размышлений

<< Назад
17.10.2022

  • Талантливая, яркая, НАША…

    Затаив дыхание и проживая все эмоции вместе с актрисой, зрители смотрели моноспектакль «Три свадебных напева».
    Спектакль был на удмуртском языке, но  какой нужно иметь актёрский талант, чтоб тебя понял каждый! У Ольги Яковлевны это получается уже на протяжении многих лет.
    Ольга Александрова — актриса, режиссёр этнического театра, создатель театра «Молодёжный» в Ижевске и театра обско-угорских народов «Солнце» в г. Ханты-Мансийск.

    Напомним, премьера моноспектакля «Три свадебных напева» состоялась в Финляндии в Нурмесе, на финно-угорском фестивале в 1994 году. Спектакль стал сенсацией фестиваля и, спустя десятилетия, ижевский зритель вновь открыл для себя «Три свадебных напева», спектакль, которому рукоплескала Европа.

    «Заклинание пустоты, – именно так обозначила жанр спектакля кандидат филологических наук (2013), профессор Т.В.Зверева. —
    Первое, что сделает артистка, – очертит магический круг, внутри которого и будет разворачиваться действо. Прохождение по кругу, напоминающее культовый танец, сопровождается ритмичными ударами бубна. В архаических культурах ритмические звуки, с одной стороны, соответствовали ориентировке в мировом пространстве, а с другой – способствовали погружению в чувственное мышление, уходу от реальности. В «Трех свадебных напевах» мир возникает из звука бубна, затем – неясных, чуждых для профанного уха, слов. Но чем далее, тем яснее становится смысл нездешних фраз, и зритель обретает чудесную способность понимать чужой язык. Именно в этот момент становится очевидной призрачность границ, разделяющих времена и пространства. Вне зависимости от наречия и местонахождения человек испокон веков проходит один и тот же круг…Именно поэтому линия круга становится основной графической линией спектакля: круглый бубен, символизирующий Вселенную; округлые деревянные человечки, разыгрывающие мистерию жизни и смерти; круглые монетки и круглые зерна, олицетворяющие великую Жертву; маленькие круглые колокольчики, символизирующие душу. Наконец, маска смерти – круглая, как и сама жизнь. На протяжении спектакля актриса не раз обернется вокруг себя, ее пластика – пластика волнообразных движений. Замыкается круг между жизнью и смертью, замыкается круг между зрителем и актрисой. И не вырваться из этого круга до самого финала спектакля, до самого конца жизни…»

    Поэтому, если будет возможность, обязательно посмотрите. У жителей нашей республики и участников фестиваля «Финно-угорский транзит» эта возможность сегодня случилась.

    Насколько был содержательным лекторий, можно было судить по неоднократным аплодисментам. Говорили обо всём — о политике, о фанатизме в работе, о трудностях в фольклорной деятельности, о костюмах, но, самое главное, о ценности жизни и сохранении своих культур.