Салдатпи келян гур (Напев проводов в солдаты)
д. Непременная Лудзя Завьяловского района УР

Д. Непременная Лудзя Завьяловского района УР, фольклорный ансамбль.”Ӝужась шунды”, запись Республиканского дома народного творчества 2019 г.

Фрагмент напева, исполняемый во время хождения по улице:

Льӧмпу садо, кызьпу садо та Лудӟи но ульчаед.
Васькылонтэм пар уӵыед, васькылыса чирдылоз.
Дастямыс арес тырмиз но, военкоматэ ӧтизы.
Военкоматэ ӧтизы но, вес вылэ султыны косӥзы.
Вес вылэ султыны косӥзы но, мертаны гиразы ӧз тырмы,
Мертаны гиразы ӧз тырмы но, сьӧд лемтаен мертазы.
Сьӧд лемтаен мертазы но, «Годен!» шуыса лэзизы,
«Годен!» шуыса лэзизы но, Горд Армие басьтӥзы.  

В садах из черемухи, в садах из берез эта улица деревни Лудзя.
Ни разу не спускавшаяся пара соловьев, спустившись, петь будет.
Восемнадцать лет исполнилось да, призвали в военкомат.
Призвали в военкомат да, приказали на весы встать.
Приказали на весы встать да, не хватило гирь для измерения.
Не хватило гирь для измерения да, [поэтому] черной лентой измерили.
Черной лентой измерили да, «Годен!» сказав, отпустили.
«Годен!» сказав, отпустили да, в Красную Армию забрали.

Фрагмент напева, исполняемый в доме у приглашенных:

Ӟеч ивор но кылӥськиз но, ми пырись но кариським.
Ми пырем но, ой, понна (й)ук вожъёстэс но эн вае.
Сётоз меда, уз меда (й ук куно возьмам пуконзэ. Сётоз меда, уз меда (й)ук кусо тышкам молотсэ.
Сётоз меда, уз меда (й ук нылдыр нуллэм лентазэ. Желатьтэм ик, ой, вылэм ук, мар ке курид, со сётиз.  

Добрую весть да услышали да, мы решили да вас навестить.
За то, что мы к вам, ой, зашли да, не держите на нас зла.
Дадут или нет стул, который для гостей.
Дадут или нет молот, которым отбивали косу.
Дадут или нет ленту, которую носили до Замужества.
Что желали, то и случилось, что попросили, то и дали.  

Фрагмент напева, исполняемый во время забивания чука в матицу:

Та молотэз, ой, ӝуткатозь, силё нушыез ӝуткасал.
Пу пилен нушыез ӝуткасал но, сиён ческыт кошкысал.
Сиён ческыт кошкысал но, чукна нэнӥе сайкатсал.
Ӵукна нэнӥе сайкатсал но, уже мыныны косысал.

Вместо того, чтобы поднимать, ой, этот молот, лучше бы мешки мусора поднимал.
Поднимал бы деревянные чурки да, и еда очень вкусной бы казалась.
Еда очень вкусной бы казалась да, утром матушка разбудила бы.
Утром матушка разбудила бы да, отправила на работу.

Рекрут бросает молот через плечо, провожающие смотрят, в какую сторону направлена рукоять молота. Если рукоять смотрит к двери, восклицают: «Ӟеч бертоз!» («Хорошо вернется!»). Затем продолжают исполнять напев:

Монэ адӟемды потылӥз ке, та чук шорам учкелэ.
Монэ адӟемды ке ӧз поты, ишкалтыса куштэлэ.
Ишкалтыса куштэлэ но, со мон доры вуылоз.
Со мон доры вуылоз но, мынам сюлэмы буйгалоз.
(Далее без пения) Ишкалтыса куштэ но, тудвуэ лэзе.
Тудву вае пияш доры.  

Если пожелаете меня вспомнить – посмотрите на этот чук.
Если не захотите меня видеть – сорвите и выбросьте.
Сорвите и выбросьте да, он дойдет до меня.
Он дойдет до меня да, сердце мое успокоится.
Сорвите и выбросьте да, отправьте с талой водой.
Талая вода до парня донесет.  

В традиции д. Непременная Лудзи перед оправлением рекрута в армию устраивали гуляние в честь проводов призывника, которые могли длиться несколько дней. В рамках этого обряда звучал напев «Салдат пи келянгур» – напев проводов солдата. Призывник заходит попрощаться ко всем, кто его пригласил к себе домой (друзьям, родственникам, знакомым, соседям).

В данном видео фрагменте показано несколько моментов, которые происходили во время проводов новобранца:

1.Проход по улице;

2.В доме у пригласивших;

3.Забивание чука.

Продемонстрированные народными исполнителями три фрагмента типичны для рекрутских обрядов Удмуртии. Первый фрагмент песни исполняется во время шествий по улице (между домами), когда рекрут идет не спеша, приобняв рядом идущих товарищей. Второй блок исполняется в доме у пригласивших родственников (или других), после небольшого угощения юноша изъявляет намерение прибить памятный чук в этом доме.  Необходимо заметить, что чук в рекрутском обряде имеет значение метки, которую призывник оставляет в память о себе как в своем доме, так и в других домах, где побывал. Чук состоит из ленточки, которую дает ему либо хозяйка этого дома, либо молодая девушка, монеты и иногда бумажной купюры, которые подает хозяин вместе со стулом и молотком. Все эти моменты пропеваются в тексте напева.

Далее следует третий, кульминационный фрагмент, в котором рекрут забивает чук. Прибивают его на самое видное место – в матицу (центральную балку потолка), а в своем доме рекрут прибивает его еще и в ворота. После того как призывник прибил чук, выбрасывает молоток через плечо, в этот момент все внимательно смотрят, как лег молот: если он повернут рукоятью к двери, то это означает, что солдат обязательно вернется, а если же молоток падает головкой к двери, то приговаривали «Инмар мед утез» («Пусть Бог бережет»), чтобы вернулся в здравии. По возвращению домой, рекрут снова гуляет по этим же домам, и вытаскивает чук из матицы зубами.

Территориально д. Непременная Лудзя находится  в пограничной зоне центральных и южных удмуртов. Рекрутские обрядовые песни по своим поэтическим и музыкально-стилистическим характеристикам относятся к южноудмуртской традиции.

Содержание поэтического текста рекрутского напева, как и в других обрядовых напевах южных удмуртов, политекстовое, то есть на один напев приходятся несколько сюжетных блоков, которые меняются исходя из контекста происходящего. В поэтическом тексте отражены характерные сюжеты и образы этого обряда: прославление родной деревни; достижение возраста призыва; посещение военкомата; разрешение войти в дом; просьба дать стул, молоток и ленточку; сетование на тягость предстоящей жизни; тоска по прежней жизни; связь через чук с новобранцем.

Строфа поэтического текста имеет цепной принцип организации (АВ” ВС” CD”).

Рекрутский напев относится к обрядовому пласту фольклора с характерными признаками повествовательных жанров: пентатонный звукоряд (пентахорд в сексте в амбитусе ноны), субквартовая смена опоры, типичный завершающий анапестический ритмический рисунок (трехсложная группа с долготой на последний слог), свойственный для многих обрядовых и родовых напевов. Строфа напева на мелодическом уровне складывается из двух неповторных музыкальных строк (АВ).

Рекрутские напевы д. Непременная Лудзя исполняются коллективно, и имеют гетерофонный тип многоголосия с октавным удвоением основного голоса, преимущественно во второй половине строфы.

Нотированные варианты песни и литература:

1.Бойкова Е. Б.,Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. Вып 1. – 192 с.

2.Гиппиус Е. В., Эвальд З. В. Удмуртские народные песни: тексты и исследования / Акад. наук СССР, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит.; восстановление по арх. материалам М. Г. Хрущевой и Р. А. Чураковой; подстроч. пер. песен. текстов П. К. Поздеева. – Ижевск: Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. УрО АН СССР, 1989. – 84 с. (Памятники культуры. Фольклорное наследие).

3.Вершинина Е. Б.,Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов / Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. – Ижевск, 2014. Вып 3. 384 с. (Удмуртский фольклор) – напев совпадает с образцом № 240 из д. Аксакшур.

Описание объекта подготовила
Екатерина Анатольевна СОФРОНОВА
/Этномузыколог,
Старший научный сотрудник БУК УР АЭМЗ «Лудорвай», преподаватель Республиканского музыкального колледжа/