ИТОГИ Республиканского конкурса по музыкальной литературе и сольфеджио «Рахманинов - композитор, пианист, дирижёр (к 150-летнему юбилею)» для учащихся старших классов ДШИ республики

<< Назад
13.02.2023

11 февраля 2023 года, совместно с КПОУ УР «Республиканский музыкальный колледж»,  проведён Республиканский конкурс по сольфеджио и музыкальной литературе «Рахманинов — композитор, пианист, дирижёр (к 150-летнему юбилею)».

Цель проведения конкурса — сформировать музыкальный вкус на основе лучших образцов европейской и отечественной музыкальной классики, выявить творческий потенциал учащихся, продемонстрировать  практические навыки, полученные на уроках музыкальной литературы и сольфеджио, а также показать перспективы профессионального образования.

В конкурсе приняли участие учащиеся из ДШИ №№ 1, 2, 3, 5, 9, РДШИ,  СМШ при РМК г. Ижевска; ДШИ № 1 г. Воткинска, ДШИ № 1, 3

г. Глазова, ДШИ г. Можги,  ДШИ п. Балезино, ДШИ п. Новый, Игринской ДШИ № 2, ДШИ с. Сюмси и п. Ува – всего 47 участников.

Конкурс проходил по трём  номинациям: «Сольфеджио», «Музыкальная литература».  Вместо традиционной  номинации «Домашнее задание», участникам конкурса предложена новая форма работы в рамках компетенций по лекторскому и корреспондентскому делу — «Отзыв на концерт».

В  номинации «Сольфеджио»  участвовало 24 конкурсанта, в номинации «Музыкальная литература» — 19 конкурсантов и в номинации «Отзыв на концерт» — 4 конкурсанта.

В работе жюри  конкурса приняли участие преподаватели музыкально-теоретических дисциплин Республиканского музыкального колледжа:

заслуженный деятель искусств УР Перфильев М.С., заведующая отделением теории музыки  КПОУ УР «Республиканский музыкальный колледж» Леконцева Елена Леонидовна, председатель предметно-цикловой комиссии теории музыки, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин КПОУ УР «Республиканский музыкальный колледж» Лазария Наталья Владимировна.

Номинация «Музыкальная литература»

В конкурсных заданиях по музыкальной литературе приняли участие 19 конкурсантов: двенадцать из городских школ (ДШИ №1,2,3,9 Ижевска и №3 «Глазовчанка»), семеро из районных школ искусств республики (ДШИ п.  Балезино, п. Новый, п. Игра, п. Ува).

Конкурсная работа состояла из 10 заданий и была ориентирована на профессиональные и общекультурные знания в области русской культуры и музыки рубежа ХIХ — первой половины ХХ века и, конкретно, творчества великого русского композитора С.В. Рахманинова, 150-тилетию которого был посвящен конкурс.

Радует, что на вопросы, стоявшие в центре внимания заданий конкурса и связанные с биографией композитора (почему пришлось уехать из России, где закончил свою жизнь, кто был учителем, премьера какого произведения провалилась, как этот провал отразился на дальнейшей судьбе композитора, какая деятельность связывала с Русской частной оперой, как Рахманинов связан с П.И. Чайковским — №2,3,4,7,8), были даны верные и полные ответы большинством участников. Справились конкурсанты и с вопросами направленными на проверку знаний творчества Рахманинова: определили по нотному фрагменту произведение, используя при этом только внутренний слух (№5), узнали произведения по предложенным текстовым фрагментам (№6), номер из оперы по видео фрагменту (№8), расшифровали именную гармонию Рахманинова (№9). Хорошо справились участники с музыкальной видео викториной (№10), сумев определить не только звучащие фрагменты музыки Рахманинова, но и исполнителей, представленных в данных номерах (пианистов Д. Мацуева, Е. Мысина, И. Бессонова, Н. Луганского, вокалиста Д. Хворостовского, запись самого Рахманинова).

В целом, конкурсанты выполнили непростое задание, направленное на определение музыкального фрагмента по нотам (№5). Но узнав произведение, не все справились с дополнительным вопросом, направленным на определение черты стиля композитора, нашедшей отражение в этом сочинении.

К разряду сложных заданий относились вопросы, направленные на проверку кругозора участников: определение памятных мест, связанных с Рахманиновым, по изображениям (№1) и расшифровка именной гармонии композитора в виде цифровки (№9). Первый вопрос усложнялся дополнительным заданием: необходимо было вспомнить где именно находятся памятники и мемориальные объекты. Однако, в условиях свободного доступа к интернет ресурсам и возможности просмотра изображений, знакомство с такими важными для жизни композитора местами как имение Ивановка, Сенар    не представляется особо проблематичным. Относительно гармонического оборота, называемого Рахманиновской гармонией, также хочется отметить, что далеко не каждый композитор имеет свою именную гармонию, что указывает на уникальность случая и необходимость обратить на него особое внимание. Кроме того, в 8 классе, когда изучается Рахманинов, данная гармоническая последовательность уже вполне поддается осмыслению.

К сожалению, не все смогли назвать исполнителей в последнем 10 задании. Каждый из предложенных исполнителей в видео викторине является   признанным интерпретатором музыки Рахманинова: пианист Н. Луганский — эталон исполнения фортепианной музыки композитора, певец Д.Хворостовский — вокальной. Иван Бессонов является лауреатом I cтепени международного конкурса имени Рахманинова, прошедшего в Москве в июне 2022 года и посвященного юбилею Рахманинова. Д.Мацуев и Е. Мысин выступали в Ижевске. Интерпретации названных музыкантов являются классическими и предлагаются к ознакомлению на уроках.  А на последнем слайде были запечатлены руки Рахманинова — «руки, которые стоят миллион».

В целом, можно сделать вывод, что ребята лучше справились с  вопросами биографического плана. Вероятнее, это связано с тем, что на биографию выделяется больше времени по программе, внимания на уроке. Кроме того, возможно, ребятам особенно интересны сведения из жизни великих людей.

Минимальный результат по работам — 11,5 балл из 60 возможных —  принадлежит участнику из МБУ ОО ДО «ДШИ №1» г.Ижевск.

В число лауреатов вошли ребят как из городских, так и из сельских школ, что свидетельствует о равном уровне подготовки. В число лауреатов вошли участники, набравшие сумму баллов выше 40 баллов:

Гран-при конкурса в номинации «Музыкальная литература» присуждён Барановой Анастасии, МБУ ДО Детская школа искусств № 3 «Глазовчанка»  (преподаватель Корнилова Мария Васильевна)

Дипломы Лауреата I степени присуждены:

Калашниковой Марии, МАУ ОО ДО «ДШИ № 2 им. П.И.Чайковского», г. Ижевск (преподаватель Федотова Инга Геннадьевна),

— Гимазетдиновой Алисе, МАУ ОО ДО «ДШИ № 3 им. М.И.Глинки», г. Ижевск (преподаватель Куреева Лилия Раифовна).

ИТОГИ конкурса Музыкальная литература

Номинация «Сольфеджио»

В конкурсных заданиях по сольфеджио приняли участие 24 человека, из них 15 человек – из городских школ, 9 – из районных.

Задания по сольфеджио включали три формы работы

  • Диктант-лото
  • Целостный слуховой анализ
  • Группировка

Максимальное количество баллов – 30.  Время выполнения – 60 минут.

Тембровый диктант: Начальный период главной темы концерта №1 С.В. Рахманинова в оригинальном оркестровом звучании. Количество проигрываний — 5, время выполнения -20 минут. Максимальное количество баллов – 8.

Музыка С.В. Рахманинова довольна сложна для проведения полноценного диктанта, поэтому было принято решение в качестве формы работы взять диктант-лото.  Конкурсанты должны были расставить музыкальные фрагменты в порядке их звучания. В таком виде диктант по сложности ориентирован на требования старших классов, а оркестровое исполнение является дополнительным фактором трудности. Сложность внесли также дополнительные (лишние) музыкальные фрагменты, приближенные по музыке к правильным, однако отличающиеся: высотой, ритмом, случайными знаками и т.д.

Написание такого диктанта требует не только сформированных слуховых навыков, тембрового слышания, но и абстрактное мышление, умение собрать воедино мелодию в целостную линию.

Учитывая конкурсную сложность диктанта, нужно отметить, что  на «отлично» справились только 20% (5 человек) и все они учащиеся городских музыкальных школ. Учащиеся сельских школ справились с ним плохо: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Причиной может быть и некачественная подготовка участников, и нестандартная форма диктанта, а также небольшое количество проигрываний диктанта (5, а не 10), а также оркестровое звучание, в котором нужно было услышать только мелодию.

33% конкурсантов (8 человек) справились с диктантом на «хорошо», 20% (5 человек) — на «удовлетворительно», 25% (6 человек) — это те конкурсанты, кто сумел правильно расставить только 1-2 музыкальных фрагмента, а также те, кто не смог преодолеть трудности диктанта.

Целостный слуховой анализ: начальный период прелюдии С.В. Рахманинова Es-dur. Задача для конкурсантов состояла в определении жанра, фактуры, определение некоторых музыкальных элементов, составляющих эту музыку (размер, вид лада, отдельные интервалы, ступени, ритмические рисунки). Все вопросы были даны в форме теста с вариантами ответов. Всего 8 вопросов, 3 проигрывания, 20 минут на выполнение. Максимальное количество баллов – 12.

Такая форма работы на слух проводилась впервые и требовала от конкурсанта максимального вслушивания в мелодию, умения концентрировать слух на определенных элементах музыкального языка.

Максимального количества баллов никто набрать не смог. Однако больше половины участников конкурса — 14 человек (58%) справились с заданием на «хорошо», 25 % (6 человек) – на «удовлетворительно», не справились с заданием – 16 % (4 человека). Это задание выполняли на одинаковом уровне как учащиеся городских школ, так и учащиеся сельских школ.

Группировка: романс С.В.Рахманинова «Здесь хорошо». Задача для конкурсантов стояла правильно сгруппировать длительности, используя инструментальный тип группировки. Музыка прозвучала один раз в качестве иллюстрации. Время выполнения: 20 минут. Максимальный балл – 10 баллов.

Задание направлено на знание музыкальной грамоты, умение качественно и правильно анализировать ритмические группы, высчитывать длительности и укладывать в нужный размер. Сложность заключалась в междутактовых синкопах, которые в бланках конкурсантов были даны как ровные длительности.

Практически половина участников – 11 человек (45%) справились с этим заданием уверенно и быстро, закончили раньше положенного времени, продемонстрировав отличный результат. Практически все – ученики городских школ. 4 человека из 24 (16%) справились с этим заданием на «хорошо», 9 человек (37 %) выполнили задание на «удовлетворительно», в этой группе конкурсантов большая часть – ученики сельских школ. Конкурсантов, которые не справились с заданиями не было.

Учащиеся городских и районных  школ искусств, по общей суме баллов всех трех форм работы в номинации «Сольфеджио» показали довольно разные результаты, поэтому жюри принято решение разделить результат по группам «Село» и «Город».

ИТОГИ конкурса Сольфеджио

Номинация «Отзыв на концерт»

Вместо традиционного конкурсного «Домашнего задания» участникам была предложена новая форма работы в рамках компетенцией по лекторскому и корреспондентскому делу — «Отзыв на концерт».

Вниманию участников конкурса был представлен концерт из произведений С.В. Рахманинова, соответствующих списку заявленному в положении:

1.Балобанова С. романс «Сирень», концертмейстер Боченкова С.Ю.

2.Рылова А. романс «Не пой, красавица, при мне» в переложении для домры и фортепиано

3.Русанова Е. Этюд-картина ор.39 №6 «Красная шапочка и Волк».

 После прослушивания концерта от конкурсанта требовалось в течение 30 минут написать небольшой отзыв (1-2 страницы). Работы отразили умение дать образную характеристику исполнения, историю создания некоторых произведений. Не у всех участников была выдержана ясная структура работы (наличие вступления, заключения), точность фактов, только два участника отметили, что прозвучало переложение романса в исполнении домры. Между тем, отзывы участников отличались ярким ассоциативным рядом, красочными эпитетами, отмечали особенности исполнительской интерпретации произведений С.В.Рахманинова, выражали благодарности и пожелания исполнителям, что говорит о формировании личного отношение участников к концерту.

Второй  этап работы — выступление с этим отзывом перед слушателями демонстрирует навыки лекторской направленности. Жюри оценивалась уверенность подачи материала, дикция, выразительность, умение делать смысловые акценты, ясность изложения.

Максимальная оценка за конкурс: 20 баллов.

Так как участники показали качественно разный уровень подготовки, жюри решило присудить двоим конкурсантам, набравшим наибольшее количество баллов, диплом Лауреата 1 степени, а двоим участникам, набравшим по 14 баллов, диплом Лауреата 3 степени.

ИТОГИ конкурса Отзыв на концерт

В сравнении с прошлым 2022 годом в республиканском конкурсе 2023 года приняло участие гораздо большее количество участников, было задействовано больше школ республики.

Организаторы конкурса планируют удерживать количество участников республиканского конкурса по сольфеджио и музыкальной  литературе для старших классов на таком же уровне и даже повышать эту цифру, с помощью предоставления в положении конкурса точных указаний на направленность заданий и круг музыкального материала.